Между абсолютным и универсальным.
Делая терминологическое отступление, всегда рискуешь по-
пасть впросак; да и всё равно все с тобой никогда не согласят-
ся. Потому, используя уже сложившийся смысл понятий, приходит-
ся, примитивизируя искомое значение до конкретики, стараться
выразить то, что ни в чём конкретном по своей сути не может
быть выражено.
Абсолют - нечто всеобъемлющее и самодостаточное в силу
предельной всеобщности; где любая часть, всё, что может быть
выделено и названо, соотнесено с чем-либо - уже не может име-
новаться Абсолютным. Всё есть в Абсолюте, принадлежит ему и не
может быть соотнесено с ним.
Универсум - также самодостаточная всеобщность, но само-
достаточность которой обеспечена соотнесённостью, взаимодопол-
нительностью её частей. Иначе говоря, Универсум - гомеостати-
ческая целостность, обладающая качеством сама по себе, сравни-
мым с качествами её содержимого, и очевидно, стремящаяся к
сохранению своего содержательного своеобразия. Из этих опреде-
лений следует, что любой Универсум всегда будет частью единст-
венного Абсолюта.
Теперь так: вся наша Вселенная, пространственно-временной
континуум (не обязательно только вещественно-материальной при-
роды) с композицией физических законов, допускающих легчайшую
животрепещущую дисгармонию, благодаря которой не наступает эн-
тропийная пустыня и возникают процессы прогрессивного развития
- эта целостность имеет некое обобщённое качество и в полной
мере может именоваться Универсумом. Кроме чисто физической ре-
алии с закономерностями, описывающими её изменения, данная Це-
лостность имеет, прежде всего, свойства и качества высшего по-
рядка. В этом высшем нет ничего мистического, потустороннего
(в прямом смысле этого понятия), и профессионал-физик, особен-
но синергетик, согласится, что такое глобальное единство долж-
но облалать набором свойств целостности, не присущих её эле-
ментам.
Но, увы, синергетика появилась лишь несколько десятилетий
назад; явление же существовало всегда (по человеческим меркам,
по крайней мере) - и человек, так или иначе, это понимал и
воспринимал. Тем более, что не всегда и не у всех людей восп-
риятие было таким, какое формируется социальным путём в нынеш-
ней цивилизации. В другие времена, когда знания не системати-
зировались в нынешних научных формах, люди привыкли персонифи-
цировать эти сущности Универсума, хотя по своей сложности и
значимости в Универсуме данные ("объекты"? "субъекты"?) явле-
ния превосходят суть "персоны" отдельно взятой человеческой
личности сравнительно так же, как последняя - персону, скажем,
домовой мыши, персону берёзы, персону куска гранита - насколь-
ко здесь есть смысл использовать данное понятие.
Универсум действительно самодостаточен и всё происходящее
в нём зависит от его всеобщего качества, а внутренняя органи-
зация, Иерархия Явлений работает в целях сохранения гомеостаза
Целого. Борьба внутренних сил и ряда противоположных тенденций
способствует обновлению внутренних "элементов", сочетающих в
себе качества как физической, так и глобально-сущностной ( -
духовной) природы соответственно задачам внутреннего развития
Универсума. Развитие укладывается в Циклы, согласно Законам
Универсума, в общем направлении, Пути.
В Абсолюте единое качество Универсума есть его единое Ли-
цо, Имя Смысла.
Существуют ли в Абсолюте другие Универсумы - или содержа-
ние его неповторимо в своём многообразии? Вопрос этот по мень-
шей мере некорректен, ибо в Абсолюте есть всё, что может быть
и чего быть не может, чего даже никому и никогда невозможно
представить - иначе это не был бы Абсолют. Для нас, находя-
щихся в Универсуме, внутри определённости Смысла, такой вопрос
не может иметь значения, покуда мы взаимодействуем лишь с ка-
чествами и сущностями - частями, представляющими Его. Беско-
нечная Вселенная замкнута, временные понятия начала и конца
Мира только намекают на наличие "скорлупы" в высших измерени-
ях. Но сама Целостность вполне может взаимодействовать с
чем-то бОльшим в бесконечномерном пространстве Абсолюта, раз в
Абсолюте возможно абсолютно всё.
Столь особые взаимодействия должны иметь соответствующие
значения даже при мельчайших своих проявлениях; и в определён-
ной мере они прямо-таки живительны для Целостности - ибо внеш-
нее воздействие, не несущее разрушительной силы, всегда спо-
собствует процессам развития, прибавляет энергию для внутрен-
ней динамики гомеостатической системы.
И нам, возможно, не дано представить находящееся за пре-
делами Универсума; мы созданы этой Целостностью, её проблемы -
наши проблемы. Энергию своей Души человек тратит, отдаёт Уни-
версуму, формирует в себе качество, приобретая высшего порядка
информацию, воплощая в себе задачи Универсального движения -
Божественной Воли. Противоположные тенденции выверяют и укреп-
ляют эти устремления, искушениями и совращениями производя от-
бор, обезличенную суть которого вполне можно сравнить для выс-
шей Природы с процессами диссимиляции. И если конкретный чело-
век не считает для себя необходимым жить по законам Единения,
если личные задачи его преобладают над духовными ценностями -
что ж, он делает свой выбор в пользу принадлежности к диссими-
лятивным структурам, впадая в русло соответствующих процессов
со всеми вытекающими последствиями.
Как видите, подобный наукообразный способ описания даёт
хоть и модельно-плоские, но вполне конкретные представления. И
я покорнейше прошу извинения за вторжение такими методами в
сферу, не сводимую к земным меркам.