Субъективно-векторное литературоведение.
Сравнивая различные книги, иногда возникает странное ощу-
щение их похожести, при том, казалось бы, что ничего общего в
них нет. Одно произведение могло быть написано много лет назад
и представлять собой лирический роман, другое быть фантасти-
ческим рассказом современного автора. И все же, оба оставляют
некое общее состояние после своего прочтения. Сравнивая свои
ощущения со знакомыми, читавшими те же книги, мне было ясно,
что это ощущение часто бывало очень субъективным и не совпада-
ло с мнениями других читателей. Да и перечитывая ту же книгу
через некоторое время, часто я обнаруживал если не полную сме-
ну ощущений, то достаточно значительную. Это что касается пер-
вого элемента названия. Перейдем ко второму.
Представим себе трехмерное пространство. И попробуем пог-
рузить ощущения от прочтения книги в него. В центр данного
пространства поместим человека - читателя. Далее разберемся с
базовой горизонтальной плоскостью. Назовем ее базовой плос-
костью обыденного, или житейского. Следуя высказываниям типа
"погряз в бытовухе", ниже базовой плоскости обыденного будем
располагать ощущения всё более "весомые" и "материальные". Ес-
ли использовать физические аналогии, среда в направлении вниз
становится более вязкой и плотной (иное настроение-ощущение
можно сравнить с камнем, повешенным на шею, или похожее на за-
мурованность в некой среде). Направление вверх, соответствен-
но, свяжем с ощущениями "оторванности от земли", или большей
воздушностью, "светом". Это что касается движения по вертика-
ли. По горизонтали по всех направлениях на разных расстояниях
будут располагатся различные реалии жизни, в зависимости от
значения, придаваемого читателем данной области, или, скажем,
его опыта в ней. Как видно, данное пространство субъективно.
Теперь чтение любой книги можно представить вектором дви-
жения ощущений, мыслей, настроения (вслед за автором книги) в
данном трехмерном пространстве (трехмерность исключительно для
наглядности).
Если проецировать вектор на базовую плоскость, то об-
ласть, в которую он попадает, будет скорее всего зависеть от
жанра литературы, уровня квалифицированности, образованности
автора, его пристрастий, темы произведения и, соответственно,
от отношения к этому читателя. Вещь при чтении достаточно важ-
ная. Часто именно она фигурирует в кратких аннотациях к книге,
о ней чаще всего говорят, отвечая на вопрос о содержании про-
изведения. В зависимости от удаленности от начала координат и
направления, в котором находится область книги, наверное, мож-
но говорить о расширении представлений, о том, что при чтении
данной книги узнал нового, или просто получил удовольствие от
пребывания в данной области (вроде поездки к морю). А некото-
рые книги после знакомства с областью, в которой она лежит,
хочется сразу отложить (иногда хватает и взгляда на обложку).
Но интереснее спроецировать полученный вектор на верти-
кальную ось. Теперь можно попробовать ввести некоторую класси-
фикацию на множестве литературных произведений.
"Нулевые блуждания" - тип литературы, при котором вектор
не имеет вертикальной составляющей. Данная литература разли-
чается по уровню, на котором происходит блуждание и области на
базовой плоскости, которую затрагивает произведение. Ощущения
вроде бы могут быть разными, но в целом книга почти ничего
после себя не оставляет, кроме, может быть, информации по не-
которой ранее не очень известной теме.
"Погружение (падение)" - произведения, вектор которых
направлен вниз. В зависимости от величины уклона такие книги
оставляют либо состояние тяжести (от легкой - до "нечем ды-
шать"), либо состояние "опущенности рук", либо повышенной
мрачности, озабоченности или серьезности. Возможно даже состо-
яние озлобленности (характерное при чтении периодической печа-
ти).
"Подьем (полет)" - оставшийся вид, вектор соответственно
направлен вверх. Характерным для данного вида литературы яв-
ляется состояние оторванности от базовой плоскости, легкости,
отрыва от земных забот, витания в облаках и т.п.
Следует заметить, что положение на базовой плоскости,
т.е. жанр литературы, тема произведения и т.д. - не являются
сильно значимыми для попадания в одну из категорий. Хотя и
есть некоторые тяготения (возможно, субъективного характера).
Если взять проекцию на вертикаль, то книги из самых раз-
личных областей могут иметь очень похожую характеристику. Не
эта ли деталь делает их похожими (на уровне ощущений)? Кстати,
может оказатся, что и понятие вертикали достаточно субъектив-
но.
Возвращаясь к теме смены ощущений от чтения одной и той
же книги в разное время, а книга вещь объективная (в том смыс-
ле, что ее содержание не меняется от времени, в которое ее чи-
тают), нельзя ли использовать некоторую литературу в качестве
своеобразного градусника "духовного" состояния человека. Прав-
да, в отличие от настоящего градусника, свое состояние каждый
вынужден оценивать самостоятельно. От градусника недалеко и до
лекарств.
Вот такая получается картинка. И видимо, данный подход
можно применить не только к литературе. Очевидно, что очень
схожи по типологии, например, телевидение, кино. Или искусство
в целом? А иной раз кажется, что общение с тем или иным чело-
веком можно представить в виде такой же картинки. В самом де-
ле, книга - это ведь тоже общение автора с читателем. Да и лю-
бое действие человека можно представить как общение, взаимо-
действие с окружающим его миром.
А может быть, и саму жизнь человека можно представить как
вектор в некоторой системе координат? Интересно, что в данной
системе координат должно быть верхним, а что нижним направле-
нием? И есть ли они у нее. И какая там размерность?