Константин Фрумкин ( т.215-70-34 )
ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА
1. Аристотель определил материю как то, что подвержено
возникновению и уничтожению. Этим она существенно отличается
от духа, который вечен и неизменен. По идущей от платонизма и
вообще античных авторов традиции материю часто представляли
как нечто аморфное, переменчивое, гераклитово, в противовес
идеальной реальности, сияющей кристаллизованными идеями.
2. Есть, однако, и другая традиция, приписывающая свойс-
тво подвижности как раз духу. Эта традиция прежде всего имеет
отношения к буддизму и иным восточным религиям, пытающимся
сконцентрировать внимание на духе и его определении, и обнару-
живающим ,что он неуловим, играет миллионами образов, остава-
ясь самим собой, что он везде и нигде, один и многообразен,
неопределим и очевиден, всегда присутствует когда его не ло-
вишь, и немедленно ускользает когда пытаешься его поймать и
т.д. , и т.п. Впрочем аналогичные, антиаристотелевские мнения
бытовали и на европейской почвы. "Душа, - писал немецкий фило-
соф 19 века Карл Карус - есть нечто непрестанно преобразующее-
ся в постоянном процессе развития, разрушения и нового образо-
вания..." "Нет ничего ошибочнее, - вторит ему Василий Розанов,
- чем представить душу чем-то статическим, лежачим, кокою-то
системой способностей. Больше всего она похожа на огонь или
вихорь; вечно движущееся." С другой стороны, в Европе сущест-
вовали теории, считающие дух причиной движения материи. 3. Но
стоит ли считать подвижность духа противоречащей подвижности
материи? Скорее наоборот. Для человека, как во многом матери-
ального существа дух и должен казаться подвижным, поскольку он
вместе с материей движется относительно духа. Для наблюдателя,
полагающего свое местонахождение "в материи" и мнящего себя
точкой отсчета неподвижный дух должен видится передвигающимся.
Чем более наблюдатель обнаруживает себя не материальным, а ду-
ховным существом, тем более вечно-неизменным кажется дух, и
тем более преходящей и аморфной - материя.
4. На каком-то этапе развития мышления можно считать ма-
терию статичной, а дух подвижным, или наоборот. Но рано ли
поздно приходит осознание того, что считать объект подвижным
или стоящим на месте можно только в некоторой системе отсчета.
Материю и дух же мы рассматриваем, как две исчерпывающие бытие
половины, и значит нет никакой отличной от них точки отсчета.
И значит понятия подвижности и покоя для этих двух субстанций
вполне релятивны, и главное - что дух и материя движутся отно-
сительно друг друга. Или - опять же учитывая отсутствие общей
системы отсчета - дух и материя движутся в противоположных
направлениях.
5. Мы можем дать имена тем направлениям, в которых дви-
жутся Материя и Дух. Собственно, за нас это сделала мировая
культура. Стремление к духовному всегда метафорически или ми-
фологически связывалось с парением, полетом, попыткой достичь
небес, верха. "Стремилась ввысь душа твоя" - поет Высоцкий.
Противоположность - идеи приземленности, падения, низости как
противоположности возвышенному. Как писал Бергсон, "наше виде-
ние материального вида есть видение падающей тяжести; никакой
образ, извлеченный из материи как таковой, не может нам вну-
шить идею тяжести, которая поднимается." Таким образом дух
движется вверх, а материя - вниз.
6. Понятия верха и низа кажутся более чем релятивными и
привязанными к случайному месту расположения наблюдателя. Во-
обще говоря, это верно, но мы можем также принять во внимание
общую тенденцию месторасположения потенциальных пространствен-
ных наблюдателей в известной нам Вселенной. А они, как прави-
ло, располагаются на внешних поверхностях сфер - планет. Зна-
чит для них верх - от центра сфер, центробежное направление, а
низ - к центру шара, центростремительный вектор.
7. Сами планеты также входят в сферообразные семьи и
группы (галактики, сверхгалактики и т.д.). И вообще, устройс-
тво материального Универсума весьма изоморфно при стержневой
роли сферической формы. При этом наиболее изученные материаль-
ные силы как бы работают на упаковку всех имеющихся во вселен-
ной масс в сфероиды. Звезды излучают свет в окружающее прост-
ранство, но догорев превращаются в черные дыры, которые есть
сильнейший возбудитель центростремительных движений материаль-
ных частиц, в них все входит и ничего не выходит. Материя по-
тенциально сферична. Не являясь шарообразным и неподвижным бы-
тием Парменида, она кажется тяготеет к его состоянию.
Однако: к шарообразности ведет не реальная жизнь Вселен-
ной, а только анализ тенденций более или менее понятных дейс-
твующих в материи сил. Реальность же противоречит им - разбе-
гание галактик, горение звезд, извержение вулканов. И все это
- следствие довольно таинственной причины - Причины Существо-
вания Вселенной. Что заставило материальное бытие, обитель
сил, стремящихся к гомеостазу, выйти из равновесия? Не взаимо-
действие ли с противоположным центростремительному духовным
движением?
Таким же противоречащим основной тенденции неорганических
сил является стремление к полету и вообще к преодолению грави-
тации, сопровождающее явление жизни вообще и человеческой ци-
вилизации в особенности. Полет есть один из важнейших факто-
ров, делающих категорию искусственного противоположной естест-
венному. Для внешнего инопланетного наблюдателя наша самолет-
но-космическая цивилизация будет казаться некой бурлящей си-
лой, выталкивающей в околоземное пространство небольшие пред-
меты в разрез силе тяжести. Стремление разумных существ к по-
лету такой наблюдатель мог бы назвать антигравитационным тяго-
тением. От аналогичного по пространственному вектору горения
звезд цивилизация отличатся многообразностью энергетической
базы - в отличие от звезды, обреченный на превращение в ес-
тественное центростремительное образование по мере выгорания
топлива, цивилизация вводит в действие все новые источники
энергии.
Таким образом символом материи является сфера в состоянии
свертывания, сжатия, в то время как дух пребывает в виде сфер
разворачивающихся, рассеивающихся.
8. В свете данной символики становится по особому понятна
идея о том, что люди обитают на внутренней, а не внешней сто-
роне сферы. Если верить "Утру магов", то эта идея появилась в
средневековой алхимии, свое второе возрождение получила в США
в 19 веке, и наконец третье дыхание но зато самое мощное - ей
придали в нацисткой Германии. В советской культуре эта идея
проявилась в романах Обручева "Плутония" - там экспедиция по-
падает на внутреннюю поверхность Земли через проход, находя-
щийся где-то в заполярье, и Стругацких "Обитаемый остров" -
там эта идея - опять таки заблуждение неких инопланетян. Так
вот: мир внутренней поверхности - мир духовных, идеальных су-
ществ. Все их координаты сменены на обратные - они наши анти-
поды. Их духовная гравитация давит их прочь от земли, от цент-
ра сферы. Мифологические небеса можно представить как пустую
сферу, внутри которой находится меньшая по диаметру земля, и
по внутренней поверхности небес гуляют небожители. Небожители,
если они истинно духовны, должны прочно стоять на ногах, быть
- по своему - приземленными, держаться низа - то есть неба.
Витают в облаках же они в направлении материального падения.
Недаром некоторые мистики говорили том, что ином мире черное
солнце, ведь это солнце - наша материя!
9. Плотин пишет: "Если бы всесущее [т.е. духовная перво-
основа вселенной] было протяженным и занимало какое-либо мес-
то, то тогда мировому телу пришлось бы приближаться к нему и
касаться последовательно своих разных его частей своими разны-
ми частями; тогда, понятно, одною своею частью оно находилось
бы ближе к нему, другою дальше от него." Это рассуждение Пло-
тин считал доказательством того, что духовное не имеет протя-
женности. Но, возможно расширение сферы, стремление к полету -
это как раз пример приближения к духовному, когда одна часть
материального дальше к нему, другая - ближе. В космологии
Аристотеля сфера блаженных богов и перводвигатель окружает со
всех сторон шарообразную вселенную, в центре которой - Земля,
и двигаться от центра вселенной к периферии, от Земли вверх -
значит приближаться к богам и миру духовного.
10. Можно попытаться с помощью экстраполяции понять, ка-
ков предельный результат центробежного движения материи. Ре-
зультат концентрации - уменьшение объема. Предел уменьшения
объема - концентрация в математическую точку. Каков же, хотя
бы гипотетически, возможен следующий шаг? Выворачивание наиз-
нанку! Если сжимающаяся сфера продолжает движение в том же
направлении и после окончательного сжатия, то она начинает
разжиматься, но уже своей внутренней стороной наружу. То есть
- материя превращается в дух (по крайней мере по вектору дви-
жения)! Если все это - и концентрация в точку, и, тем более,
последующее выворачивание - в реальности невозможно, то эта
невозможность и есть та метафизическая стена, которая отделяет
природу материи от природы духа.
11. Стремление духа к рассеянию объясняет старинные объ-
яснения духа как состоящего из "тонкой материи". Наиболее гру-
бо (а с точки зрения материализма - тонко) эту идею воспринял
Циолковский, говорящий что за нашей цивилизацией наблюдают
нечто вроде ангелов из более высоких цивилизаций, невидимые,
поскольку состоят из сверхтонких и сверхлегких, т.ск. энергий.
12. Впрочем, метафора рассеяния здесь недостаточна точна,
она хороша только для наглядного представления местоположени
духа в пространстве: параллельно материи, но с противоположны-
ми тенденциями движения. Более точно понять дух как топологи-
чески абсолютно противоположный материи - т.е. его расположе-
ние тяготеет к антисфере. Антисфера - некая мнимая сфера, чь
периферия расположена там, где у обычной, материальной, сферы
центр, и наоборот - точка центра соответствует условной по-
верхности бесконечной сферы материи.
Такая антисфера по крайней мере, не более представима,
чем Бог Паскаля - сфера, чей центр - везде, а поверхность -
нигде.
Таким образом, движение духа по общей тенденции будет
также движением центростремительным, движением свертки к цент-
ру, к точке - но эта будет свертка с точки зрения некоего ду-
ховного пространства, с точки же зрения материи это развертка,
рассеяние. Генрих Риккерт писал, что солипсист "представляет
себе свое сознание как громадный пустой шар, посередине кото-
рого находится он сам".
13. Необходимость представления об антисфере вытекает из
необходимости представить тенденцию движения духа как сосредо-
точение, но при этом как противоположное по направлению движе-
нию материи. Необходимость же идеи духовного сосредоточения
определяет мировая традиция видения духовного начала бытия.
Всякое стремление души из тела, из материи, представляется в
разных культурах как движение к светлому духовному центру, к
Единому, к Богу, к Абсолюту, к точке Омега и т.п. Философское
противопоставление духа материи всегда выражается в дихотомиях
центрирования-рассеяния, единства-множества, причем роль еди-
ного играет духовное начало.
Если инерционные силы материи имеют в качестве предельно-
го результата своей активности всеобщее слияние материальных
частиц в гигантской черной дыре, то соответственно свертываю-
щаяся духовность созидает огромную Светлую дыру. Эта Светлая
дыра - тот самый абсолют к слиянию в котором стремятся все
рвущиеся из смертных тел души.
Идея Светлой Дыры очень близка к абсолюту гностиков, ко-
торый постоянно отсасывает из материи и возвращает в себя час-
тицы духа, необдуманно в материю падшие и в ней завязшие.
Черная и Светлая дыра выглядят как два полюса мироздания,
постепенно разделяющие и всасывающие в себя его перемешанные
элементы.
14. Идея антисферы позволяет нам применить к предельным
тенденциям духа те же рассуждения, что мы применили к предель-
ной судьбе материи. Через стадии Светлой Дыры и Светлой Точки
концентрирующийся дух выворачивается наизнанку и превращается
в материю - рассеивающуюся с точки зрения духа, но концентри-
рующуюся со своей точки зрения.
15. Понимание духа как изнанки материи, как другой сторо-
ны того же явления согласуется с многими очень известными фи-
лософскими теориями (Гельвеций, Теяр де Шарден, Циолковский).
16. Из вышеприведенных гипотез взаимовыворачивания двух
начал бытия вытекает ряд весьма важных выводов.
Стремление вверх и вниз для материи являются в равной
степени стремлением к духовности. Только стремление вниз есть
движение к высшей точке материальности для прохождения грани
катарсиса и преображения в дух. Хотя тенденции движения духа и
мате и противоположны по вектору, но сила, вызывающее это дви-
жение действует все время в одном и направлении. Духовная раз-
вертка и материальная свертка являются частями общего, круго-
вого движения, а их мнимая противоположность являются следс-
твием фазового сдвига. Другими словами, дух есть аналог мате-
рии, но находящийся в противофазе. Это еще слабая, нерадикаль-
ная идея, поскольку она действует при ньютонианском предполо-
жении что дух и материя проходят свойственные им процесс сжа-
тия - разжатия в общем для них бесконечном линейном времени.
Но можно предположить замкнутость времени. В этом случае дойдя
до своего конца материя попадает в некую условную точку време-
ни своего начала, но уже в форме духа. И таким образом взаимо-
действие материи с духом оказывается взаимодействием материи с
самой собой - но двигающейся в некоем отрицательном времени.
17. Здесь стоит вспомнить о П.Д Успенском, пытавшимся в
книге "Терциум Органум" также истолковать духовное начало то-
пологически, как четвертое пространственное измерение. Явление
жизни по Успенскому трактуется как трехмерная проекция движе-
ния в четвертом измерении. Движение это замкнуто, и момент
смерти есть момент возвращения к исходной точке - после смерти
субъект попадает туда, где был до рождения.
18. Понятие воплощения духа в материи с точки зрения все-
го вышеизложенного можно истолковать как следствие вязкости
двух текущих в противоположных направлениях субстанций. Двига-
ясь навстречу друг другу, они цепляются друг за друга, смеши-
ваются, взаимопроникают, образуют водовороты, омуты и пр.
Под воплощением духа в материи следует иметь в виду преж-
де всего и практически исключительно феномен жизни (человечес-
кий разум здесь считаем частью этого феномена). Жизнь - между.
Тело живого существа вырвано из кругооборота неорганической
природы - но еще недостаточно духовно, чистый идеализм гности-
цизма и неоплатонизма требует вырваться из тюрьмы тела. Жизнь
стремится сохранить себя в этом промежуточном статусе, не идя
вслед ни за материей, ни за духом, но имея потенциал к обоим
типам развития. Жизнь есть стремление к гомеостазу, образующе-
еся на пересечение и столкновение противоположных коллапсирую-
щих тенденций духа и материи. Коллапсирующие сфера и антисфе-
ра, взаимодействуя, образуют область смешанных элементов, не-
устойчивую по тенденции движения, амбивалентную по стремлению,
способную выбрать один из двух путей.