В клубе чайной культуры
"Эрмитаж".
Следующая встреча-результат моего любопытства: Дима -
сотрудник клуба чайной культуры "Эрмитаж".
Я не сомневалась в том, что он удивится: чем это его
скромная персона вдруг может заинтересовать журналистов.
"Простой русский "беспризорник"", - так он представился при
первой нашей встрече. Зацепились. Объяснила: продолжаю иссле-
довательскую работу путем поиска мнений, на которых взращиваю
свой материал. Он занимается японским фехтованием "кендо" и
китайской гимнастикой. Вопрос мой всё тот же:
- Почему люди начинают увлекаться китайской, японской,
тибетской и прочими культурами, чуждыми русскому человеку? В
чем психологизм такого интереса?
- Я не профессионален в психологических подходах, потому
выскажу своё личное мнение, основанное на опыте подобных увле-
чений. Мне кажется, человек интересуется чем-либо прежде всего
потому, что он стремится к некоему состоянию. Чаще всего, сос-
тоянию внутреннего комфорта. Для обспечения этого стремлени
человек вынужден совершать некие действия. Допустим, алкого-
лик: чтобы войти в состояние, он пьет. Это грубый пример, ко-
нечно. Если человек моет пол, но не находит в этом занятии дл
себя состояния (не говоря о внешних стимулах, скажем, зараба-
тывании денег), он бросает это занятие. И тому подобное. Люди
движимы тем, какого состояния они хотят добиться. Кто-то идет
тусоваться или в театр, а кто-то занимается китайскими едино-
борствами.
- Дима, вот мой друг, стремясь к состоянию, как ты гово-
ришь, учился рисовать. Пока он учился, ему это нравилось. Как
только он овладел этим искусством, его техникой, стал профес-
сионалом - ему стало неинтересно. Он почти перестал рисовать.
Что же получается, этот человек не достиг состояния?
- Возможно, он не смог удержать состояния. Есть слабые
люди, и есть сильные. Также и техники какого-либо действия:
есть слабые и сильные. Первые могут удержать состояния, вторые
не могут...
- Стоп, стоп... А если у него появлялось состояние только
в процессе работы, учебы? Есть люди, которым интересен сам
процесс познания...
- Но на мой взгляд, познание или обучение - это тоже все-
го лишь более сложное состояние. Может, достигая профессиона-
лизма, как ты говоришь, он просто терял то, что ему нравилось,
пока он рисовать не умел, но желал этого.
- Верну тебя к главному вопросу: все-таки почему люди за-
нимаются именно иными культурами?
- Наверное, потому что одни ищут внешних состояний, эф-
фектов, быстрой отдачи, а другие ищут душевного комфорта. Мно-
гие люди начинают заниматься "необычным", потому что в "обыч-
ных" делах состояния поймать не могут. Т.е. опять мне кажется,
речь здесь идёт о "сильных" и "слабых" техниках, способах дос-
тижения искомого.
- Под необычным ты имеешь в виду другие культуры или эзо-
терику?
- Ну, в слово "эзотерика" я вкладываю свой личный смысл.
Для меня эзотерика - это путь извне вовнутрь. Для себя я это
открыл, занимаясь даосизмом.
- Замечательно, мы пришли к тому, чтобы конкретизировать
вопрос. А почему ты занимаешься этим? Что ты нашел для себя?
- Мне важен процесс, который происходит внутри. Для меня
не важна форма, внешние результаты, для меня важно содержание.
В данном случае, лично мое. Я искал - и нашел такую систему,
как даосизм. Именно она направляет вовнутрь.
- Но существует ведь много подобных систем или школ, как
их называют. Почему не другая?
- Вот это и есть те самые слабые или сильные системы. Я
считаю, что только сильная система способна удержать человека.
Я видел много систем, которые поверхностны, они для людей,
ищущих эффекты. Они не удержали меня. А вот даосизм удержал. А
вообще, русские люди - это интересующиеся люди. Их всегда ин-
тересовали инокультуры, они с легкостью их перенимали, встраи-
вали в свою жизнь.
- Почему же, если русские так тянутся к таким культурам,
они не взрастили за столько лет истории на своей земле подоб-
ную внутреннюю культуру? Или я об этом просто не знаю?
- Есть разные мнения. Многие считают таковой внутренней
культурой православие - но это не вполне верно: православное
христианство всё-таки тоже привнесено, из Византии. Есть мне-
ние, что так получается из-за географических и климатических
условий. Народ должен был все время приспасабливаться к ним,
буквально, шла борьба за выживание. Уединённому монаху трудно
жить "подножным кормом", не заботясь особо о еде, одежде, теп-
ле, размышляя о извечном - в наших холодных российских услови-
ях. Просто было не до этого. Это в Средиземноморье, в Индии,
Китае... И ведь как раз не везде существовали алхимические
школы. На земле лишь несколько точек, где они не только появи-
лись, но развились в те сильные системы, которые могут спо-
собствовать проявлению и удержанию особых состояний, за кото-
рыми к ним обращаются люди даже из других культур. На мой
взгляд, в этом и ценность эзотерики как возможности удержать и
обогатить устремления конкретного человека.
CЛЕДУЮЩЕЕ ИНТЕРВЬЮ