Из старых заметок.

1.4.1994.


    Ещё об оригинальности человеческого мировоззрения и абсурдность философских основ его. Если идеалисты продолжают доверять лишь фактам - так называемые материалисты, напротив, в своих обобщениях опираются на полностью произвольные идеальные тезисы. Мировоззрение подавляющего большинства людей (не считая некоторых философов-профессионалов и религиозных мыслителей) представляет собой невероятную - прежде всего, с точки зрения логики - смесь идеалистических и материалистических оснований. Причём, материалистическая их часть "заведует" анализом и использованием информации, приходящей извне; идеалистическая же часть служит для оправдания сложившихся убеждений и мотивов поведения.
    Рассмотрим это явление с точки зрения энерго-информативного обмена. Ситуация проста: внутренние позиции человека задают вектора действия, ограничивая энергетивность, а внешняя информативность, будь то факты или идеи, изменяет структуру этих направлений. Факты материальной природы всегда являются жёсткой опорой, между ними можно проводить лишь логические связи, свобода ограничена. Идеалистические посылки (даже если они мимикрируют под материализм) всегда требуют ориентации на некую целостность - сами по себе они релятивны (относительны), выражают некоторое качество вне конкретики соотношения.
    Получается, что материальные ориентиры задают жёсткость конкретного, частного порядка, а ориентиры идеальные - целостного.
    Налицо явная тенденция к разделению: внешняя ориентация личности на частное и внутренняя на целостное. И здесь кульминация: что может восприниматься как целостность внутри человека, если внешний мир (к которому относятся и другие люди - ведь мы рассматриваем проблему, исходя именно из общения) имеет частно-составной характер? - Конечно, это эго! Ничего другого целостного в человеке быть не может.
    Но почему не Бог - ведь Он как раз принимается в идеальном плане изнутри? Да, принимается в идеальном - но истинный Бог един как Собой, так и с внешним миром; ничего не разделяет, всё в Нём. Более того, если человек с ориентацией частного характера вовне при этом называет ощущение внутренней целостности божественным - он поклоняется своему эго. Такой человек именем идеального оправдает любые частные внешние поступки.
    Можно даже сделать тест - проверку характера внутренней и внешней ориентации. Внешнюю легко определить, предложив оценить как реальность явно невероятную информацию (и обязательно в личностно значимой для человека сфере, т.к. грань лжи здесь очень тонка). Принявший такое "чудо" при ориентации на внешнюю идеальную целостность (скажем, Бога) - действительно идеалист. Внутреннюю ориентацию можно проверить, логически доказывая из реальных фактов и убеждений этого человека необходимость явно неприятного для него действия. Последовавший такому выводу при внешне материалистической ориентации - истинный материалист. Наличие идеалистического компонента хоть внутри, хоть снаружи, всегда покажет идеализм личности.
    Ну а убеждаясь в непоследовательности мировоззренческих основ человека, даже прикрытых религиозными концепциями - мы вновь наблюдаем торжество антропоцентризма.