Из старых заметок.

28.3.1994.


    Современный человек настолько антропоцентричен, что в угоду своему мнению совершенно не желает признавать объективные законы природы. Это качество совершенно не зависит от образованности конкретного индивидуума. Его сформированная точка зрения может меняться только изнутри, причём несознательным образом. Даже самые, казалось бы, идеалистичные люди верят только в факты, причём в те, которые выстроены (или встроены) из их собственного восприятия. Хотя это нонсенс - ведь наличие таких фактов только подтвердит систему убеждений, а не изменит её. Так получается, что развитие человеческого сознания целиком находится в ведении подсознательного, причём, наиболее бесконтрольной его части (содержащей отрицательные мотивы).
    В своей антропоцентричности человек не желает познавать (в этом - корень инертности общенаучных парадигм), он хочет лишь самоутверждаться, в своих знаниях в том числе. Как правило, в количестве этих знаний; поэтому так ценится конкретика, частности, в ущерб вИдению целого. Целостность не играет в угоду человеку; в отношении части целостность всегда подразумевает развитие, совершенствование, принцип содержания. Человек же (самоутверждающийся) ценит статичность, форму.
    Статичность возникает из стремления к комфорту вне развития. Как бы сформировавшийся человек не убеждал себя, что быть иным лучше, нежели таким, какой он есть, - в сути его лежит рефлекторное стремление животного существа к отсутствию отрицательных раздражителей. Положительное принимается лишь настолько, насколько оно знакомо, привычно - на что организмом уже выделен энергетический резерв (т.е. резерв признанных возможностей). Положение человека осложнияется ещё и тем, что у животного "новые" состояния заложены генетически, остальное по-преимуществу разрушительно (а изобретение благ для животного человеком вначале внедряется насилием извне). Человеку же для перехода к новым состояниям служит разум. Причём, разум не как способность копить информацию и делать из неё следствия - но как способность сознавать , что даёт максимально целостный контроль всех соотношений воспринимаемой реальности независимо от рациональности или иррациональности этих соотношений (определение корявое, но достаточно полное). А накопление информации и выявление причин и следствий должно быть уже подчинённым этой целостности - целостность всегда приоритетна и стоит на несколько порядков выше конкретных фактов и их отношений.
    Природа дала человеку разум, чтобы, познавая целостность, он мог переходить ко всё более совершенным комфортным состояниям (= стабильность системности). Задача, вроде бы, остаётся той же - но решается принципиально иначе, не через материю (над этим достаточно трудилась эволюция, создавая разнообразные экосистемы с высочайшими степенями адаптации), а через дух. Но человек пал: он уже вкусил какой-либо достигнутый комфорт (хотя бы воспринял, как его можно вкушать) и желает повтора, замыкая причину и следствие согласно увиденной конкретике, частности. По объективным законам, целостность организует эти частности, устремления и достижения - и вот уже каждый конкретный человек использует свой разум только как средство уподобления: через перебор информации и логику выводов. Неважно, кто это: учёный-исследователь, азартный картёжник, производитель товара или политик, воздействующий на общественное мнение, моду (в широком смысле этого слова). Осознания целостности нет, сознание не развивается; Природе не дали выполнить свою задачу, человек от неё отделился. Выделился - не из леса или саванны; он поставил себя в сторону от объективных законов, сделал это внутри себя, сам себя ограничил. Хотя, конечно, никто и ничто ему этой свободы от законов не давало.
    Получается, что эти законы начинают давить на него - так зарождается борьба.
Вот и выходит, что развитием человека и его цивилизации заправляет самое глубинное подсознание, то, что тщательно удаляется личностью: низменные устремления, страхи, противоречия.
    Низменные устремления у каждой культуры свои - это то, что запрещено официозом (общественной моралью), на что наложено табу, что высмеивается или считается болезненным. Объективным законам "наплевать" на человеческие условности (человек слишком много мнит о себе, чтоб утверждать их вместо соблюдения закона Бога). В целостности эти энергии интегрируются, самоорганизуются, и мы видим, как общество приходит не к высоким идеалам какой-либо эпохи, а к перерождению таковых. Естественно, с сферах, где не было жёстких заслонов, формируются новые идеалы, взаимодействующие с прежними, чем обеспечивается преемственность духовных ценностей. А материализация прежних низменных устремлений на новом этапе приводит к развитию чисто внешнего, материально-технического прогресса и всех видов использования его в целях комфорта личности и общества. Подавленные потребности - двигатель цивилизации (вполне по Фрейду).
    Страхи управляют теми сферами развития, в которых царит наибольшая неопределённость. Страх, исходящий от угрозы и неизвестности, толкает на те формы познания, которые считаются "чистыми", "непрактичными". Энергия страхов рождает необходимость подробнее и шире увидеть устройство мира, определить возможности катастроф и приближения "золотого века", наличие иных обитаемых миров, законов микромира, метафизических иерархий. Веками подавляемые страхи ведут к подвигам образца Джордано Бруно, путешествиям и умозаключениям Дарвина, изысканиям теософского общества и международным академическим симпозиумам. Однако было бы наивно утверждать, что истинное познание порождается социально интегрированным страхом - это касается лишь логических выкладок творческих, но зажатых условностями индивидуумов.
    Ну а противоречия, ущемление, насилие - всё это выводится из подсознания через поступки и общественные деяния, будь то вековая вражда меж племенами горцев или борьба за интересы на нефтяном рынке (а также движение "зелёных"). Позитивный или негативный тип деятельности обуславливается уже контекстом реализации этих энергий. Отдельный человек хочет заработать на дом, иметь красивую жену и троих детей - но его подавленные противоречия вступают в резонанс с миллионами подобных, формируются аттракторы и турбулентности - и вот он уже выносится из одной сферы в другую, ему мало миллиардов, он женится в шестой раз на кинозвезде, за его спиной клан, а дальше может быть столкновение с интересами другого аттрактора, и хорошо, если проблема будет решаться в частных отношениях. Аттракторы "Гитлер" и "Сталин" перемололи подсознания и жизни в числе десятков миллионов - и можно ли их упрекнуть в каком-либо метафизическом грехе? В рамках общей целостности взаимная реакция этих сил необходима для аннигиляции ряда энергетических "шероховатостей", накопившихся за века, - но человек всё так же не желает знать Закон и бьётся в ту же стену... яму.
    Укладываются ли законы Природы в мировоззрение личности, нет ли - вода течёт, где-то что-то переполнит, где-то размоет. В недрах солнц осуществляются сложнейшие процессы, а нам дано увидеть лишь светящийся шарик. Находясь в глубине таких недр, трудно воспринять невероятную общность как шарик, звёздочку с точным спектром излучения и гравитационной постоянной. Тяготение уводит вниз, в чрево, где проще всего быть покойным и видеть как можно меньше, не думать о безразмерном светящемся шаре. То, что остаётся в близлежащей сфере, явно примитивней наблюдателя - и конечно, он мнит себя точкой отсчёта. Но Природа снова обыграет свою частичку. Получается, что надо выныривать, посмотреть на другие шарики света и признать, что возможно достичь их сущности - не человеческой. А центра просто не существует.