Детство - мистика или болезнь?
Провокация личного опыта.
Лёня Греков
Умные взрослые иногда представляют мир ребёнка как нечто
совершенно инаковое, наполненное массой утерянных впоследствии
красок и взаимосвязей вплоть до восприятия реальности потусто-
ронней. Ортодоксальная педагогика, напротив, рассматривает ре-
бёнка как недоразвитого взрослого, приобретающего всё новые
способности и проблемы жизни в обществе. Обе точки зрения бо-
лее чем однобоки. Я сохранил в памяти полноту детского воспри-
ятия, мышления и сознания, и неоднократно убеждался в наличии
тех же ощущений как у самих детей, так и у некоторых (очень
некоторых) взрослых с хорошей полноценной памятью. Картина по-
лучается в целом следующая.
Мышление в детском возрасте действительно развито слабо.
Имеется в виду в виду способность к индукции и дедукции, раз-
ветвлённым логическим построениям и привлечению из памяти раз-
нофакторных сведений - это всё то, что характеризует интел-
лект. Сразу скажу, что по моему мнению даже очень развитый ин-
теллект не означает развитое осознание, это только "счётные
способности", то, что вполне можно смоделировать на компьюте-
ре.
Восприятие у ребёнка гораздо более цельное и в то же вре-
мя многообразное, нежели впоследствии. Помимо всё более форми-
рующегося привычного нам, взрослым, различения образов, ребё-
нок способен уловить и ряд явлений "потусторонних". Это под-
чёркивается стрессовыми факторами, когда возникают страхи в
тёмных комнатах. Даже не слишком чувствительный ребёнок хорошо
владеет "телепатией" - но не угадыванием конкретных мыслей, а
интуитивным прогнозированием, которое почти незаметно из-за
отсутствия у детей отвлечённых мотивов.
Мне несложно восстанавливать сейчас все ощущения, "сфо-
тографированные" в какой-нибудь момент в детстве, и там видны
поразительные вещи: комплексы цветов-запахов-звуков, наполнен-
ность пространства "аурами" состояний природы, улиц, психоло-
гических состояний людей, отношений между ними и ко мне само-
му. В то же время "в фокусе" мышления ребёнка остаётся лишь
небольшая схематическая картинка, причём, схемка эта напомина-
ет не упорядоченный "скелет", который прорисовывает восприятие
взрослого, а тот набор слабо сбалансированных между собой "пя-
тен" и "идей", который так хорошо виден на детских рисунках.
Приведу два примера. Мне было пять лет и как-то вечером я
срисовывал комплекс фигурок на бронзовой пепельнице. Это был
великолепный процесс творческой работы, я сделал совершенно
точную на мой взгляд копию этих фигурок, долго доводил её до
совершенства и решил, в конце концов, что эта точность изобра-
жения почти фотографическая (я так видел это, без всяких натя-
жек), что тогда удавалось мне редко. У родителей в это время
были гости, и я пошёл показать свой рисунок. Я был очень дово-
лен им, я был весь наполнен ощущением творческой гармонии и в
этот момент сознательно ощущал тонкости душевных состояний лю-
дей, знакомящихся с моим рисунком. И я ощущал, что они-то ви-
дят в нём что-то другое; они не восхищались моим достижением в
той мере, насколько я сам был поражён им. На моё восприятие
рисунка смутно наложилось нечто иное, не исказившее его и не
неверное само по себе - просто иное.
Я смаковал этот рисунок ещё много раз после этого, но
когда показывал его взрослым, порой вновь появлялось то же
смутное наложение. Когда альбом закончился и через некоторое
время лёг в стол под другими, эффект был забыт, и наткнулся я
на этот альбом уже лет в 16, когда восприятие моё вполне "соз-
рело". Эффект был колоссальный! Мгновенно восстановилось то
самое ощущение в пятилетнем возрасте, пепельница с фигурками
стояла невдалеке на полке - и... это был обычнейший детский
рисунок, аляповатый, с ужасными искажениями. Но на это нынеш-
нее вИдение накладывалось моё детское ощущение, вИдение и ри-
сунка, и модели. И ведь оно тоже было верно.
Второй пример. Мне шесть лет, в детском саду задание -
нарисовать дерево. Как устроено дерево, я вполне представлял:
ствол, от него отходят ветви, на них листья. Я последовательно
вырисовываю это (то есть рисую не крону, а множество листочков
на ветвях) и ясно понимаю, что получилась ерунда, какой-то
срез дерева, а не то, как оно выглядит. Мало того, в неком
состоянии отупления от неудачи я не могу сделать переход на
вершине от ствола к ветвям: ствол кончается палкой, ветви тор-
чат в две стороны. Но я знаю, что на деле совсем не так (уже
тогда у меня присутствовало стремление к реализму). И происхо-
дит борьба между мышлением, которое убого, но не хочет отпус-
кать своего преимущества в расчленении объекта, - и восприяти-
ем, которое неспособно разделить "нужное и ненужное", не зна-
ет, по каким критериям проводить абстракцию, ведь существует
масса деталей, и каждая с точки зрения восприятия исключитель-
на, значима для гармонии целого. Тогда я не сумел решить проб-
лему; однако осознание её в тот момент крепко засело в голове.
Мало того, после этого я отыскал в куче рисунков, сданных ре-
бятами, дерево с кроной, нарисованной какой-то девочкой - и
понял свою ошибку, понял, ЧТО мне нужно было делать.
Умные взрослые могут сказать, что в этих примерах видна
абберация детского восприятия, его неустойчивость, несогласо-
ванность в частях. Позвольте, но тогда "фотографическая копия"
через несколько дней мне разонравилась бы, развалилась - ведь
несогласованность означает несоответствие случайное, произ-
вольно сменяемое. Ещё интересная деталь: рисунки одних детей
казались мне столь же превосходными, а других - грубыми, и в
последних явно преобладал логический элемент, как в том рисун-
ке девочки, у которой я научился абстрагировать восприятие.
Значит, хоть у детей разное восприятие, базируется оно на
одной основе, и основа эта - полнота такого многогранного вИ-
дения. Другое дело, что значимости окружающей реальности у ре-
бёнка произвольны, в отличие от взрослого, для которого реаль-
ность стереотипна. Взрослый знает, КАКИЕ у окружающих предме-
тов масштабы и соотношения - ребёнок задаёт их сам, и они ус-
тойчивы в течение некоторого времени. С социализацией это ка-
чество теряется. Но наличие этого явления в полной мере подт-
верждает память (как и исследования архаичных культур, в коих
ещё неутвержились социальные стереотипы).
Но действительно ли "сам" задаёт ребёнок эти отношения
воспринимаемого мира? Да, нарисовать ему именно то, что видит-
ся, сложно - нет технических навыков. Но порой в рисунках - а
также рассказах, в детских воспоминаниях - проглядывают конту-
ры и отношения несколько иной реальности, нежели привыкли
воспринимать взрослые, сформировавшие свою цивилизацию.
Я бы сказал, что известное восприятие основано на воспри-
ятии ФОРМ - а не отношений, и уж тем паче не содержаний и сущ-
ностей. И каждого человека учат, учат, дрессируют - восприни-
мать, запоминать, знать - как и что выглядит, как ДОЛЖНО соот-
носиться, какое в этом содержание, какая там должна быть сущ-
ность. Тот, кто знаком с концептами феноменологии, а тем более
специфически развитой идеи восприятия в работах К.Кастанеды,
знает, как многогранно дополнить этот тезис.
Цивилизация сама придумала свой мир - и выучила на па-
мять. Контакт с иными, существенно иными культурами, подчёрки-
вает этот факт. И всё необычное в тех культурах именуется
"мистическим" или "примитивным". Этой теме посвящены сотни
исследований и толстых томов - но цивилизация упорна в своём
взгляде на мир, и каждый, кто вступил в неё - становится бор-
цом за её точку зрения, за своё восприятие.
Это опять-таки проще для контроля и адаптации. Выйти
из-под такого контроля более чем сложно - он заложен около са-
мого ядра сознания. Попытаешься сломать восприятие - сломаешь
сознание - попадёшь в сумасшедший дом. Я, кстати, не собираюсь
утверждать, что шизофреники являются людьми с "иным восприяти-
ем". Нет, это жертвы жёсткости контроля и доминанты существую-
щих точек зрения, разбившие о них своё сознание.
Но вернусь к воспоминаниям.
Мои мысли в самом раннем детском возрасте непрестанно
кружились вокруг вопроса: зачем делать то, что включает тебя
шестерёнкой в окружающий механизм, даже если получаешь за это
те или иные блага? Мне было лишь 4-5 лет, и родители "воспиты-
вали" меня, приучая к определённым действиям за поблажки и по-
дачки, а потом - лишая этих подачек. Я быстро увидел за этим
блеф. Я не имел возможности называть это как-то; да и всё же
нужно было получать какую-то энергию - но я считал неимоверно
глупым тратить её на зарабатывание вновь подобной энергии же
(аналогия с "бизнесом ради бизнеса"). Мне было куда интереснее
тратить эти силы на то, чтобы "поймать себя", пережигая их, и
их постоянно не хватало. Но когда силы были - я делал это сно-
ва. И очень брезгливо относился к тому, чтобы возвращаться на
пройденное место, жить среди привычных собственных "выделений
себя".
Тогда я и начал "ловить себя". Во время дневного отдыха в
детском саду, а летом на даче я в 6 лет стал проводить два ро-
да опытов. Один заключался в том, что я исследовал способности
своего организма как некоего прибора, подающего мне информа-
цию. Смотря одним глазом под одеялом, а другим над одеялом, я
получал два одновременных изображения и старался равно удержи-
вать внимание на обоих. В результате убедился, что далеко не
всегда видимое нами есть всё то, что мы можем увидеть, воспри-
нять в данный момент. Я не знал ещё категории "органы чувств",
но причислил к ним и мозг, который обрабатывает эти полученные
неполные сведения. Я не обозвал такое положение ложным, но
принял его, определил ему место и очень удивлялся, почему люди
или слепо подчиняются своим ощущениям, или (это уже позднее)
считают окружающее смесью иллюзий. Помню случай в том же детс-
ком саду, когда мальчишка рассказывал историю, как человек на-
шёл в реке мину, подумал, что это что-то очень интересное, ух-
ватил её и взорвался. Я пытался объяснить рассказчику, что
никто не может знать, что именно подумал тот, если в тот же
момент взорвался - но этот сплав воображения и неполноты фак-
тов реальности рассказчик оказался неспособным распутать.
Второй опыт в том возрасте только закладывался, а прора-
батывал я его уже лет в 12-14 - это непосредственная "ловля
"я"". Вещь сама собой разумеющаяся: если есть мыслительный
наблюдатель, из коего идёт взгляд на процессы мышления, то
можно найти ещё более глубокую точку, которая будет так же
наблюдать. Поймав эту точку, я ловил следующую, которая смот-
рит на эту, при этом удерживая всю систему координат наблюде-
ния. Так постепенно образовывалась структура нескольких уров-
ней - 4-5 порядков от обычного "восприятия глазами" - и далее
угадывалось нечто особенное.
Это было ядро, по ощущению совершенно нулевое, но при
этом являющееся входом во что-то безграничное, вездесущее,
вечное - которое и есть истинное "Я", маленький Абсолют моего
сознания. Даже сейчас не хватает адекватных понятий для этого
описания, тогда же поимка этого состояния просто давала мне
эффект сверхнаполненности какой-то и покоя совершенства. Глав-
ное, что тогда (и всегда) давало мне сознание микроабсолюта,
это полнейшее отсутствие какого-либо страха, чего-либо даже
похожего на опасность. Мне было очевидно, что никогда ничего
не может произойти с этим ядром, таким истинным Я. Всё осталь-
ное - психическое, эмоции, самочувствие, тело, приятные и неп-
риятные ощущения, мысли и идеи, чувства, желания и действия,
моё имя и отношение ко мне других людей - всё это всегда оста-
ётся внешним, важным лишь в соотнесённости с другим таким же
внешним, преходящем, короче, не моим. Данное мне на срок и
обусловленное.
Надо сказать, что сил на такие весьма регулярное экспери-
менты постоянно не хватало (как порой не хватает и сейчас),
поскольку большая часть их уходило на "раскручивание" микроаб-
солюта. Вначале это не было так сознательно; я был ребёнком
внешне весьма пассивным, не желающим палец о палец ударить без
какой-либо своей невидимой выгоды, непонятной другим заинтере-
сованности.
В детстве во мне боролось понимание, что невозможно полу-
чать энергию, не заслужив как-либо - и нежелание тратиться
имеющимся, желание получить побольше бесплатно. Таким образом,
принцип силы физической у меня отпал изначально; даже в детс-
ких драках (их было очень-очень мало) моей тактикой было: мак-
симально крепко вцепиться в противника, по возможности блоки-
ровав движение, и ждать, пока он не вымотается, пытаясь отде-
литься от меня и как-то ударить. Но до ударов почти никогда не
доходило; как я сейчас понимаю, эта тактика "паука" отбирала у
противника энергию (в памяти я даже ощущаю эту откачку) - и
больше со мной предпочитали не связываться, принимая за нечто
странное, уродливое, непонятно-опасное.
Если продолжить воспоминания о противоборствах, то впос-
ледствии я принял более психологическую тактику: отвлечь от
начала действия и вымотать поворотами в разговоре. А был ещё и
совсем извращённый случай во время выяснения отношений во дво-
ре (17 лет), когда "собеседник" разбил мне в кровь нос, а я
исхитрился тут же вымазать его руку и лицо своей кровью, чем
начисто выбил его из колеи. Короче, ради "более высоких" целей
мне приходилось решать свои энергетические задачи в неординар-
но-непредсказуемом ключе.
В возрасте 4-5 лет я безотчётно, но всё более отчётливо
(такой вот каламбур) стремился к пониманию некоего глобального
смысла жизни взрослых. За понятием жизни для меня существовало
очень сложное и нигде не произносимое понятие ДЕЛА, что ли,
совершаемого взрослыми. Вначале это была действительно работа
как средство обеспечения существования; уже около 6 лет это
стало приобретать явный политический оттенок. Я понимал, что
для людей важна некая экспансия их образа жизни; именно поэто-
му происходят войны, существуют те или иные государства - как
формы реализованной такой экспансии. Внутри государства люди
добиваются жизни по более высокому образцу, выражаемому боль-
шинством; делается это честными или нечестными способами. Под
нечестностью мною понимался захват положения, на котором чело-
век не мог полноценно исполнять свою роль.
Ну, я не объяснял себе это так последовательно, но это
точка зрения прямо проявлялась в моих играх, где мотивы всех
вымышленных участников были мною осознанны. Подчеркну, что де-
ление героев на "добрых" и "злых" проводилось именно по крите-
рию их соответствия месту, компетентности, так сказать. "Злые"
могли обладать даже большей силой, но занимая то или иное по-
ложение, они могли лишь использовать существующие блага, угне-
тать, не умея созидать, управлять с умножением. "Добрые" же
как раз тратили силы и своё внимание на созидание (даже при
помощи чудес), а потому порой им не хватало энергии противос-
тоять разрушающим захватчикам. Впрочем, отвоёвывая своё место
у "злых", они сами разрушали защиты тех. Отмечаю, что воспита-
ние в атмосфере классовых представлений СССР не могло не отпе-
чататься на логике моих фантазий.
Способность же к самосознанию ограничивается у ребёнка
способностями к абстрагированию и сразу связывается с формиру-
ющейся системой ценностей. Уже в 6-7 лет вырабатывается устой-
чивое значение благ для организма и личности: жить ли за вещи
и обладание чем-либо предметным, получать ли удовлетворение от
энергетических перетоков между людьми и в своём теле, управ-
лять ли организацией событий и действий вокруг себя и вдали,
ощущая себя средоточием связей и причинных траекторий. Это и
есть миры: материальный, живой (энергетический), познаватель-
ный (информационный). Или же смысл бытия вкладывается в осоз-
нание себя как ядрышка Абсолютного, которое попало в этот еди-
ный мир и должно проскользнуть в нём... куда, для чего?
Может быть, я чего-то до сих пор не понимаю, но мне каже-
тся, что использовать некую высшую возможность и совершенное
качество для осуществления функций, вполне эффективно исполни-
мых сущностями-существами более простыми, - это нонсенс, это
равносильно забиванию гвоздей тонким стеклянным прибором. Поэ-
тому-то люди (и это хорошо понятно) и вынуждены покрывать своё
"стекло" броневыми чехлами, а "тонкость" снабжать жёстко-при-
митивными подпорками. Только ведь для действительной гармонии
всё должно быть на своём месте.
К одному из самых ранних воспоминаний моего детства отно-
сится наблюдение похорон. Это тем более примечательно, что
после этого раза мне никогда больше (до сего времени) не дово-
дилось наблюдать похороны; да и тогда это не имело прямого ко
мне отношения. Конечно, похоронные процессии случалось видеть,
и из знакомых и родственников многие умерли - но участия в це-
ремониях я не принимал и к процессиям не присоединялся.
Мне было около 4-х лет, скорее всего три с небольшим, и
процесс похорон был виден из окна квартиры, в которой мы жили.
Вначале я услышал странную музыку, звуки, подошёл в окну и
спросил у матери, что там на улице такое. Мать отвечала нес-
колько смущённо, как-бы уходя от темы, и я отчётливо помню
ощущение, что она боится как-то травмировать меня такой карти-
ной (хотя тогда я не имел никакого представления обо всех
употребляемых здесь понятиях). Но я продолжал интересоваться
процессом, я уже знал, что люди умирают и их хоронят; я спро-
сил, что и как делается, и мать как раз сказала, что "мёртвого
дядю увезут на кладбище и там закопают в землю". Я спросил ма-
му - а где этот дядя? Она стала указывать на гроб, стоящий в
кузове грузовика, но я почему-то продолжал спрашивать: а где
же сам дядя?
Тогда она, явно чтобы от меня отвязаться (и это я тогда
тоже отлично понял, вернее почувствовал), сказала: "Вон он,
видишь, зелёненький такой, вон, его к машине ведут". Я стал
вглядываться между людьми, расстояние было небольшое - и дейс-
твительно вдруг каким-то странным образом увидел полностью зе-
лёного человека, которого вроде как подвели к машине и стали
сажать в кабину грузовика, причём со стороны места водителя. В
памяти отлично сохранилось это как-бы внезрительное ощущение.
А сейчас, восстанавливая его, я вижу некий нематериальный об-
раз - относится ли он действительно к покойнику, неизвестно,
но то, что брошенная матерью оговорка "зелёненький такой" наш-
ла отчётливую привязку, в этом нет ни малейшего сомнения.
Что касается самой смерти, то объяснение, что при этом
человек исчезает, как-то выпадало за пределы моего понимания.
О духе или душе я долгое время не имел ни малейшего представ-
ления, а воспитание получал подчёркнуто материалистическое,
т.к. родители мои всегда были категорическими атеистами, осо-
бенно отец, работавший в системе советской науки и порой даже
устраивавший скандалы по поводу малейших религиозных моментов.
Меня же изначально всячески интересовали любые мифы и легенды
- и отец объяснял, что это всё сказки, домыслы; очень рано я
был наслышан и о классово-дурманном характере религий, да и
сам разделял эту точку зрения. Максимум, что позволялось, это
усвоить, что разнообразные боги - это возможные инопланетяне.
Короче, в мире была масса тайн, но к духовному или мистическо-
му это не имело ни малейшего отношения.
Но не было у меня и сомнений, что я не умру, вернее, не
исчезну со смертью моего тела. Да и как я мог это себе
представить, если уже почувствовал, что "я" имеет отношение к
телу как к лишь одежде, если в 5-6 лет уже узнал, что элементы
тела постоянно обновляются, а рефлексируя, чувствовал, что
каждую минуту становлюсь иным. Пока ещё был некий страх смер-
ти, внушённый средою взрослых, которые плакали и мучились,
говоря о смерти близких; но он целиком ассоциировался со стра-
хом боли, вещью действительно осязаемой, боли физической и ду-
шевной. Физическая боль - единственное, чего я боялся доста-
точно долго, и очень. Исчезновение же сознания было для меня
невозможным - будто бы нарушало все законы, даже физические. И
это без малейшего представления о душе и Боге.
Впрочем, Бог довольно скоро появился. Не помню, когда
точно, но лет в 8-1О представления об инопланетянах-богах ста-
ли сосуществовать с восприятием некоего проникающего свыше ра-
зума - скорее Наблюдателя, нежели Творца (последнее вообще бы-
ло второстепенно, поскольку я и себя считал способным сотво-
рить всё, что угодно, если бы обладал даром сверхволшебства).
Да, это был именно Наблюдатель - ещё в 6-7 лет я что-то расс-
казывал ему, особенно свои фантазии или горести, как обычно
дети разговаривают сами с собой. В том возрасте я уже знал о
раздвоении личности, но разобрав свои ощущения, убедился, что
обращаюсь к чему-то внешнему, в одностороннем порядке (голосов
никогда не слышал), а поскольку "там" вроде никого и нет, то
находил себе оправдание, что "через зеркало" удобнее справ-
ляться со своими проблемами. Что ещё важно: ощущая присутствие
Наблюдателя, я очень точно чувствовал, что по сути он совер-
шенно такой же, как и я, он обладает лишь многократно превос-
ходящими мои "техническими" возможностями: ума, восприятия,
памяти, волшебства (это "волшебство" было для меня тогда со-
вершенно неотъемлимой способностью воздействия разума на мир,
пусть сверхъестественной, но, как ни странно, материалистич-
ной, как космические технологии для человека античности).
И когда я впервые узнал, что может существовать иррацио-
нальное, услышал - "пути Господни неисповедимы" - это было для
меня вполне естественным, разумеющимся. Как же, ведь любой ис-
тинный-микроабсолютный разум может обладать внутренней самос-
тоятельной, непостижимой для других рациональностью, логикой,
особенным характером причин и следствий, которые устанавливает
себе сам. И этот Наблюдатель отличим от моего микроабсолюта
только развитостью и масштабом своих способностей.
Когда присутствие Сверхразума, который явно играет не
последнюю роль в существовании этого мира, связалось у меня с
пониманием причинно-следственной реальности, я решил, что,
возможно, порой имеет смысл обращаться к Нему. Деталь: бесп-
ристрастность Наблюдателя строго связывалась с тем, что влияет
он на мир не каким-то материальным путём, а именно через обра-
щение к нему человека (это я именно ЧУВСТВОВАЛ, а прочитал го-
раздо позднее). И вот, в критических ситуациях я стал спонтан-
но обращаться к Нему, даже молить и устраивать "уговоры" по
типу "обет - воздаяние" с этим своим Наблюдателем. Интересуясь
всегда историей и историей культур, особенно древних, я подыс-
кивал себе то один, то другой образ моего сверхъестественного
Собеседника, при этом всегда зная, что это лишь красивый и
впечатляющий условный образ; обращался и к именам - Зевс, Буд-
да, Осирис, Христос, Аллах. Я то придумывал какие-нибудь жерт-
воприношения, миниатюрные, но красочно оформленные, то состав-
лял заклинания и обряды, где был одновременно жрецом и проси-
телем; я всегда стопроцентно знал, что мои просьбы не осущест-
вятся ни на грамм более, чем должно случиться, но эти краткие
и порой экзальтированные церемонии придавали силы и дух учас-
тия в некой большей судьбе, особенно если желания в жизнь я
провести никак не мог. И самое важное: за всеми этими символа-
ми я отчётливо имел в виду одну и ту же единую Сущность, и да-
же многообразные инопланетяне были миссионерами Всеобщего Ра-
зума. Помню, что даже аргументом в просьбах к Наблюдателю был
и такой: ведь никто больше не чтит Тебя во всех обличиях, не
знает, что ты и Зевс, и Христос, и Аллах!
Как сказать, не было ли это всё проявлением некоего пси-
хического эффекта, типа психоаналитического деления на "я",
"сверх-я" и "оно", или ролевого деления на "ребёнка", "родите-
ля", "взрослого"? В том-то и дело, что я изначально задавал
себе этот вопрос, задолго до того, как услышал о науке психо-
логии и каком-либо психоанализе, и именно в связи с этим воп-
росом не мог назвать себя человеком верующим - "а вдруг это
всё лишь внутренний эффект?" Это было крайне странное чувство:
осознание существования Наблюдателя - и скептицизм в отношении
внешнего соглашения с какой-либо верой. И можно было бы запу-
таться в таком состоянии, если б не моё различение, отграниче-
ние Я-микроабсолюта от всего остального человеческого и моего
психического. Это было как будто иррационально, неописуемо, но
это было самым что ни на есть материальным фактом; проще было
бы подвергнуть сомнению бытие вещей и всего мира (чего, кста-
ти, я никогда не делал), нежели это.
Что же касается смерти... Все страшные слова, с ней свя-
занные - "убийство", "гибель", "казнь", "агония" - относились
вовсе не к ней, а к жизни, жизни болезненной, кровавой и даже
адской, хоть и не моей собственной, надеялся я. Пугало с пус-
тыми глазницами и косой было не более чем мифическим анти-Де-
дом-Морозом - а само истинное небытие после суетной жизни об-
ладало яркой и насыщенной полнотой свободы, той же самой безг-
раничной полнотой, что и хорошо мне знакомое ядрышко микро-
абсолюта-"Я", таящееся за загородками психики.
А энергии на простое общение-обмен с окружающими не хва-
тало. До 8 лет, пока мы с родителями жили далеко от Москвы,
депрессий на почве энергонедостачи у меня не было, поскольку
была возможность получать силу без физических приёмов. Делал я
это, прежде всего, методами управления - как-бы подталкивал
ситуацию, чтобы оказаться в её центре, но не быть самому этим
центром, который что-то должен давать. Я это тогда называл
"быть советником (ещё лучше - тайным советником) при команди-
ре". (Правда, когда позднее я познакомился с образом "серого
кардинала", вполне соответствующим содержательно, он мне поче-
му-то не понравился.) Так получалось во всех группах с детско-
го сада, затем во дворе (там было сложнее - не было постоянно-
го круга), в школе. А расцвет этот эффект получил в пионерском
лагере. Там я буквально был властелином, невидимым и независи-
мым. Становясь для лидера незаменимым помощником или хотя бы
приспешником - я давал ему информацию о своём контроле и брал
без отдачи энергию, которой у него, как у лидера, всегда был
избыток; с другими ребятами я почти не общался, поскольку фор-
мы для других нормального общения для меня были неинтересны.
Мало того, как только я оказывался на общем уровне, меня тут
же начинали третировать, т.к. я явно "недодавал". Ведь я тра-
тил часть общего "обменного фонда" на осознание, которое рад
был предложить в дело - но это, оказывалось, никому не было
нужно. Никого осознание не интересовало, интересовало лишь
действие ради действия, но это было бессмысленно для меня.
Рекомендация: если вы хотите вырастить высокосознательно-
го человека, с детства не приучайте, даже не давайте ему ак-
тивно действовать. Правда, давать избыток информации также
нельзя - действия со сторонней информацией заменят внешнюю
жизнь. А требуется спонтанное развитие контроля над ситуация-
ми. Рецепт получается почти монашеским - но без отрыва от мира
людей, общества.
Так и получилось, что я замыкался, был "неконтактным ре-
бёнком" и "закомплексованным" (беру в кавычки всё, что принято
говорить в подобных случаях), хотя порой гораздо лучше других
видел, что и как нужно делать, но делать этого не мог - было
"не на чем". Лишь редко случалось, что у меня спрашивали сове-
та - тут я сразу оказывался "на коне", все признавали мой та-
лант решения ситуаций, но... ситуация оканчивалась, и мой на-
пор приводил окружающих в замешательство, иногда даже в ка-
кой-то страх. А уж после этих случаев люди неосознанно избега-
ли привлекать меня к какому-либо делу.
Так в самом раннем возрасте у меня уже сформировывалась
репутация извращённо-талантливого нелюдима и эгоиста-всезнай-
ки. До определённой поры в таких ситуациях мне было очень
обидно, что меня не понимают - особенно, когда моим искренним
намерением была помощь. Но я тогда не знал, что помогать без
просьб невозможно, "благими намерениями выстлана дорога в ад".
С родителями мне в этом ключе не повезло. Им весьма нра-
вилось хвастаться моими достижениями и они всячески подпитыва-
ли, смаковали случаи моей исключительности, где это им нрави-
лось. При этом же постоянно пытались вогнать меня в "как все",
выдрессировать-воспитать.
Попытки дрессировать меня были основным насилием (и мо-
ральным, и физическим), которое в свою очередь привело и к фи-
зической сверхчувствительности. Это понятно: контроль развивал
предвосхищение опасности, я вынужден был включать в свою це-
лостность всю окружающую среду. Кстати, по этой же причине я с
детства не любил никаких путешествий, поездок - там всё незна-
комое, неконтролируемое, а чувствительность оставалась на вы-
соком уровне.
Так что, вписаться в этику условностей я уже не мог; для
меня огромной болью, отрыванием куска мяса от тела было поздо-
роваться с проходящим знакомым или сказать "спасибо", если со-
ответствующая порция энергии не была дана мне на это предвари-
тельно. А в присутствии родителей вся эта энергия уходила к
ним, они (особенно мать) забирали это у меня мгновенно, я ведь
тоже был их собственностью (это они твердили мне постоянно). С
ребятами, в неформальных отношениях, этически всё было опти-
мально, но вот со взрослыми я становился "букой" и невежей.
Вновь шли в ход наказания в форме ограничений и угроз, чем
чувствительность усиливалась; а наказания в физической форме
переводили её на физиологию.
Дополнительным фактором самозащиты была моя болезнен-
ность. Во-первых, она возникла (в явной форме с 8 лет) с воз-
растающей чувствительностью, во-вторых, подкрепляла оправдание
не делать силовых затрат, никакой физической нагрузки, которая
вызывала у меня не усталость, а состояние депрессии и раздра-
жения. И наконец, болячки давали повод отдаляться от всех,
быть "не таким", пусть порой в негативном смысле, но что всё
же было гармоничнее.
Из-за ещё недостаточной способности обобщать в детстве я
не делал вывода о своей "исключительности" - всё-таки хватало
контактов, а основную энергию с боем давали родители. Именно
поэтому, не пылая к ним любовью, я всё же был к ним черезчур
сильно привязан, не мог представить себе существование без
них.
Страх оставаться одному был лишь лет до шести, да и то -
страх возникал, если родители не появлялись точно в назначен-
ное время (до назначенного часа я мог просидеть один без вол-
нения хоть сутки). Это объясняется всё той же необходимостью
контроля-осознания: нестабильность во мне зарождалась вместе с
какой-либо неизвестностью. Также не хватало силы-энергии вво-
дить в зону контроля новых людей, требовалась известная и ус-
тойчивая ситуация - вот она привязка к родителям, хоть и до-
вольно болезненная.
Так что, никаких ощущений исключительности пока не было.
Всё происходило как-будто неосознанно (кроме моих психологи-
ческих опытов, в чём я не видел ничего особенного). Говоря
сейчас о самосознании себя в детском возрасте, я отчётливо ви-
жу грань между тем, что было для всех естественным - и гаммой
моих ощущений. Именно потому, что тогда об этих ощущениях ник-
то не говорил, не подразумевал их - они выпадали из контекста
любого общения, хотя играли прямую роль в моей жизни. И конеч-
но, в то время мне казалось, что так происходит у всех.
Это мнение у меня было до 1О - 11 лет.