Между абсолютным и универсальным.


     Делая терминологическое отступление,  всегда рискуешь по-
пасть впросак; да и всё равно все с тобой никогда не согласят-
ся. Потому, используя уже сложившийся смысл понятий, приходит-
ся,  примитивизируя искомое значение до конкретики,  стараться
выразить то,  что ни в чём конкретном по своей сути  не  может
быть выражено.
     Абсолют  -  нечто всеобъемлющее и самодостаточное  в силу
предельной всеобщности;  где любая часть,  всё, что может быть
выделено и названо,  соотнесено с чем-либо - уже не может име-
новаться Абсолютным. Всё есть в Абсолюте, принадлежит ему и не
может быть соотнесено с ним.
     Универсум  -  также самодостаточная всеобщность, но само-
достаточность которой обеспечена соотнесённостью, взаимодопол-
нительностью её частей.  Иначе говоря, Универсум - гомеостати-
ческая целостность, обладающая качеством сама по себе, сравни-
мым  с качествами её содержимого,  и очевидно,  стремящаяся  к
сохранению своего содержательного своеобразия. Из этих опреде-
лений следует, что любой Универсум всегда будет частью единст-
венного Абсолюта.
     Теперь так: вся наша Вселенная, пространственно-временной
континуум (не обязательно только вещественно-материальной при-
роды) с композицией физических законов,  допускающих легчайшую
животрепещущую дисгармонию, благодаря которой не наступает эн-
тропийная пустыня и возникают процессы прогрессивного развития
-  эта целостность имеет некое  обобщённое качество и в полной
мере может именоваться Универсумом. Кроме чисто физической ре-
алии с закономерностями, описывающими её изменения, данная Це-
лостность имеет, прежде всего, свойства и качества высшего по-
рядка.  В этом высшем нет ничего мистического,  потустороннего
(в прямом смысле этого понятия), и профессионал-физик, особен-
но синергетик, согласится, что такое глобальное единство долж-
но облалать  набором свойств целостности,  не присущих её эле-
ментам.
     Но, увы, синергетика появилась лишь несколько десятилетий
назад; явление же существовало всегда (по человеческим меркам,
по крайней мере)  - и человек,  так или иначе,  это понимал  и
воспринимал.  Тем более, что не всегда и не у всех людей восп-
риятие было таким, какое формируется социальным путём в нынеш-
ней цивилизации.  В другие времена, когда знания не системати-
зировались в нынешних научных формах, люди привыкли персонифи-
цировать эти сущности Универсума,  хотя по своей  сложности  и
значимости в Универсуме данные ("объекты"?  "субъекты"?) явле-
ния превосходят суть "персоны"  отдельно  взятой  человеческой
личности сравнительно так же, как последняя - персону, скажем,
домовой мыши, персону берёзы, персону куска гранита - насколь-
ко здесь есть смысл использовать данное понятие.
     Универсум действительно самодостаточен и всё происходящее
в нём зависит от его всеобщего качества,  а внутренняя органи-
зация, Иерархия Явлений работает в целях сохранения гомеостаза
Целого. Борьба внутренних сил и ряда противоположных тенденций
способствует обновлению внутренних "элементов",  сочетающих  в
себе качества  как физической,  так и глобально-сущностной ( -
духовной) природы соответственно задачам внутреннего  развития
Универсума.  Развитие  укладывается в Циклы,  согласно Законам
Универсума, в общем направлении, Пути.
     В Абсолюте единое качество Универсума есть его единое Ли-
цо, Имя Смысла.
     Существуют ли в Абсолюте другие Универсумы - или содержа-
ние его неповторимо в своём многообразии? Вопрос этот по мень-
шей мере некорректен,  ибо в Абсолюте есть всё, что может быть
и чего быть не может,  чего даже никому и  никогда  невозможно
представить  -  иначе это не был бы Абсолют.  Для нас, находя-
щихся в Универсуме, внутри определённости Смысла, такой вопрос
не может иметь значения,  покуда мы взаимодействуем лишь с ка-
чествами и сущностями - частями, представляющими  Его.  Беско-
нечная  Вселенная  замкнута,  временные понятия начала и конца
Мира только намекают  на наличие "скорлупы" в высших измерени-
ях.  Но  сама  Целостность  вполне  может  взаимодействовать с
чем-то бОльшим в бесконечномерном пространстве Абсолюта, раз в
Абсолюте возможно абсолютно всё.
     Столь особые взаимодействия должны иметь  соответствующие
значения даже при мельчайших своих проявлениях; и в определён-
ной мере они прямо-таки живительны для Целостности - ибо внеш-
нее воздействие,  не несущее разрушительной силы,  всегда спо-
собствует процессам развития,  прибавляет энергию для внутрен-
ней динамики гомеостатической системы.
     И нам, возможно, не дано представить находящееся  за пре-
делами Универсума; мы созданы этой Целостностью, её проблемы -
наши проблемы.  Энергию своей Души человек тратит, отдаёт Уни-
версуму, формирует в себе качество, приобретая высшего порядка
информацию,  воплощая в себе задачи Универсального движения  -
Божественной Воли. Противоположные тенденции выверяют и укреп-
ляют эти устремления, искушениями и совращениями производя от-
бор, обезличенную суть которого вполне можно сравнить для выс-
шей Природы с процессами диссимиляции. И если конкретный чело-
век  не считает для себя необходимым жить по законам Единения,
если личные задачи его преобладают над духовными ценностями  -
что ж, он делает свой выбор в пользу принадлежности к диссими-
лятивным структурам,  впадая в русло соответствующих процессов
со всеми вытекающими последствиями.
     Как видите,  подобный  наукообразный способ описания даёт
хоть и модельно-плоские, но вполне конкретные представления. И
я покорнейше  прошу  извинения  за вторжение такими методами в
сферу, не сводимую к земным меркам.