Султан в пустыню согнал рабов. Чтобы они построили
ему дворец.
Там что ни день были пиры. Прелестные танцовщицы
развлекали султана и его многочисленных гостей. Поколениями в этом дворце
творились празднетства и разгул, потомки попирали в нём все законы, Божеские
и человеческие.
Но если раз в сто лет там мог отдохнуть праведник
- и был это смысл сего строения.
Распорядился Сын Неба, чтобы для него отыскали коня.
Лучшим знатоком лошадей слыл как раз первый министр императора.
Пришли к нему. Первый министр, против ожидания,
не столько обрадовался, сколько был встревожен.
- Надо отправиться к моему учителю в Северные горы,
- распорядился он. Отправились. Перед ними предстал седой сгорбленный девяностолетний
старец.
Старик сидел над озером и слушал крики обезьян.
Извинившись, что отвлекают его, люди со всевозможным
почтением, как им было приказано, изложили просьбу его ученика.
Старик погрузился в долгие размышления.
Наконец, когда уже звёзды померкли пред солнцем,
он словно пробудился.
- Надо пойти в деревню Сяо. Там живёт крестьянин
Лю. У него есть чёрный жеребец. Этот жеребец и будет лучшим в Поднебесной
конём для императора.
Послали гонцов в эту деревню.
Каково же было их изумление, когда у Лю не оказалось
никакого чёрного жеребца. Была, правда, белая кобылица, но во всей деревне,
кроме неё, лошадей не было.
Долго думали, сообщать ли первому министру о позоре
его учителя. Наконец решились. Против ожидания, первый министр отдал распоряжение
немедленно отправляться в деревню Сяо за этой самой белой кобылой.
После этого министр объяснил, почему он так поступил.
- В чём состоит великое достоинство этой лошади?
Что она не поднимает пыли, летя над степной дорогой.
Я всегда знал, что мой учитель - лучший в Поднебесной
знаток лошадей. Но не думал я, что он достиг истинного совершенсства. В
совершестве можно спутать и масть, и половую принадлежность. Но ни за что
не спутаешь главного.
Однажды известный советский дзен-буддист Фомин
читал лекцию о коанах в кругу друзей. После лекции ему был задан
вопрос: "Может ли человек носить имя Будды?" Фомин не смог сразу
ответить. он основательно подготовился и при следующей встрече начал было
рассуждение на эту тему, но был остановлен ответом:
"А может, это вы сами?"
"Как так?" - спросил Фомин.
"Очень просто. Фо - по-китайски - Будда,
а мин - имя.
Таким образом, Фо-мин - имя Будды".