Константин Фрумкин ( т.215-70-34 )
Оккультизм и социальное лидерство.
Нет нужды говорить, какое значение в современном обществе
имеют всевозможные апологеты таинственного. Они называют себя
по-разному - эзотерики, нетрадиционные целители, иррациональ-
ные психологи, экстрасенсы, колдуны, маги, волхвы, биоэнерге-
тики, контактеры, ясновидящие, астрологи, но несмотря на раз-
нообразие масок, и несмотря на то, что они часто занимаются
как бы разными отраслями оккультизма у них у всех есть опреде-
ленное и идейное, и методологическое единство, и если так мож-
но выразиться, общий дух. Возможно, оккультизм (назовем так
всю эту разнообразную сферу "непознанного") - самая динамич-
ная, самая живая сфера современной российской культуры. Неуди-
вительно поэтому, что он имеет многочисленных врагов.
Сами оккультисты как правило объясняют негативную реакцию
на них косностью мышления. Наиболее непримиримые же противники
говорят, что с мышлением у них все в порядке, но фактов, дока-
зывающих правоту оккультизма, не хватает. Таким образом, оба
эти объяснения сводятся к эпистемиологическим вопросам - воз-
можно ли доказать, доказано ли существование иррациональных
феноменов и т.д. В настоящей статье хотелось бы проанализиро-
вать те причины, которые вызывают в обществе негативную реак-
цию на оккультизм независимо от решения вопроса о его досто-
верности.
Сама по себе недостоверность оккультных теорий или биоэ-
нергетических медицинских рекомендаций возможно не вызывала бы
у многих того протеста, если бы не один аспект этой проблемы,
который можно было бы назвать политическим. Признание правоты
магических теорий не есть признание правоты абстрактных мне-
ний. За миром карм и аур стоят конкретные люди. И признание
правоты за этими теориями означает признание компетентности за
целым сообществом специалистов, претендующих на вынесение суж-
дений о человеческих поступках, о человеческой состоятельнос-
ти, о государственной власти и других существенных вопросах.
Признание правоты за "оккультными науками" означает определен-
ные преимущества при вынесении суждений и вмешательство в об-
щественную жизнь за широким кругом самостоятельно выдвинувших-
ся людей без права контроля со стороны посторонних - и пара-
доксально то, что наша некомпетентность при вынесении суждений
об оккультизме будет провозглашена именно благодаря нашему
суждению о правоте оккультизма. Таким образом, с точки зрения
политики, признание правоты за оккультизмом напоминает проис-
ходящий только один раз призвание народом монарха - после это-
го народ власти лишается, и политические решения, включая и
отход от власти, осуществляются уже только монархом.
Подчеркнем при этом: то, что дает оккультисту преимущест-
ва по сравнению с обычными людьми - его оккультные знания и
способности - совершенно не поддается проверке и разбору со
стороны общества. Признавая оккультные явления, мы признаем за
определенным рядом людей право "превозноситься", причем пре-
возноситься по критериям, которые они же сами и назначают. Ре-
комендации и требования оккультистов практически неаргументи-
руемы, поскольку базируются на "фактах", недоступных для пос-
торонних - что, собственно, и заключает в себе понятие эзоте-
рического. Для человека, интересующегося только вопросами
борьбы за социальное и политическое лидерство, оккультизм выг-
лядит как наглость и недобросовестность: эти претенденты на
лидерство играют в игры, правила которых сами же и вводят, са-
ми придумывают себе титулы и звания, сами сочиняют гносеологи-
ческую базу для своих доводов. Перед лицом такого "непрошенно-
го гостя" естественна реакция в форме скепсиса - причем скеп-
сис, будучи в данном случае оружием не научной критики, а со-
циальной конкуренции и политической борьбы разумеется выходит
за рамки обычных в обществе критериев истинности - также, как
сами оккультисты, в стремлении покрасивее обставить свое место
в обществе (с помощью самых разных приемов - от фиктивных уче-
ных званий и пышных "академий" до просто неформального права
на жест, на взгляд, на позу) - почти всегда, и в еще большей
степени выходят за их пределы.
В скобках заметим, что такое "самовольное" положение ок-
култизма по отношению к механизмам общественного контроля -
только доведенное до карикатурности положение, которое всегда
занимает всякая деятельность, претендующая быть профессиональ-
ной. Политический аспект понятия "профессионализм" - именно в
устранении посторонних и непосвященных от оценки социального
статуса члена сообщества и оценки его права претендовать на
свою долю социального лидерства. Именно бессознательное пони-
мание этого аспекта профессионализма сделало это слово столь
популярным в современных политических дискуссиях в России. По-
литики объявляют себя профессионалами, а своих соперников -
непрофессионалами. Различие этого обвинения по сравнению с
обычным обвинением в неправоте - то же , что между обычным
оружием и ядерным. Вместо того, чтобы вступать в дискуссию,
отрицается сама способность противника вести полноценную дис-
куссию. Непонятно только, о каких профессиях идет речь, т.к.
государственное руководство еще не сформировались в таковые -
несмотря на все усилия убедить в этом в общество, предпринима-
емое политологами, специалистами и "профессиональными" полити-
ками. Но может быть еще более парадоксально другое обстоятель-
ство, а именно: что обвинения друг друга в непрофессионализме
происходят в ходе публичных дискуссий. Это значит, что один из
соперников как бы призывает публику судить о профессионализме
обеих сторон. А это значит, что обвиненный в непрофессионализ-
ме соперник оказывается как бы даже еще менее профессиональ-
ным, чем массовый слушатель-читатель. Обвиненный в непрофесси-
онализме в ходе публичной политической дискуссии оказывается в
некотором смысле главным непрофессионалом страны. Но именно
подобные обращения политиков к публике делает их для общества
выглядящими менее опасно, чем оккультисты, которые, не призна-
вая силы за общественным мнением, и не апеллируя к нему, опи-
раются только на свой собственный "духовный" опыт.
В области гуманитарного знания реакция на "эзотериков"
объясняется их претензиями как теоретиков. Многих гуманитари-
ев, даже безусловно уверенных в существовании сверхъестествен-
ных явлений, не может не беспокоить, что духовный опыт астро-
логов, иррациональных психологов и биоэнергетиков всегда ока-
зывается представлен в виде готовых теоретических систем. Меж-
ду тем путь, ведущий от отдельных наблюдений и групп фактов к
достаточно общим теориям, не может быть качественно различен у
представителей оккультных и прочих наук. В обоих случаях речь
идет об обработке эмпирического материала с помощью мысли, и
не важно каким образом получен этот материал. Недоверие вызы-
вают не мистические явления, а их интерпретации - как правило,
более чем смелые. Недоверие вызывает то, что оказывается не-
подверженным дискурсивной проверке путь, каким оккультисты по-
лучают из этих явлений свои поражающие мишурным блеском уче-
ния. Масштабность, разработанность и специфическая и очень на-
ивная эстетичность последних явно показывает, что квазилитера-
турная фантазия авторов ответственна за создание теорий не в
меньшей, а то и в большей степени, чем действительный или си-
мулируемый мистический опыт. Некоторые же теоретические (имен-
но теоретические, т.е. не относящиеся к эзотерической специфи-
ке оккультизма) приемы эзотерических авторов просто удивляют.
Самое лучшее описание метода т.н. эзотерических авторов
можно найти в характеристике, данной М.Фуко авторам эпохи Ре-
нессанса: "Будем называть герменевтикой совокупность знаний и
приемов, позволяющих заставить знаки заговорить и раскрыть
свой смысл; будем называть семиологией совокупность знаний и
приемов, позволяющих распознать, где находятся знаки, опреде-
лить то, что их полагает в качестве знаков, познать их связи и
законы их сцепления. XVI век совмещал семиологию и герменевти-
ку в фигуре подобия. Искать смыл - значит выявлять то, что
сходствует. Искать закон знаков - значит открывать вещи, явля-
ющиеся сходными."1
Современные эзотеристы используют в своих исканиях мето-
дологический уровень гуманитарных наук времен Возрождения.
Эзотеристы ищут сходства в "не случайных совпадениях", ищут и
видят в них тайные знаки высших сил; ищут сходства в текстах
пророчеств и описаниях реальных событий; наконец ищут сходства
(прежде всего цифровых совпадений) в текстах священных книг.
Например, знаменитый астролог Павел Глоба считает исполненен-
ным тайного смысла тот факт, что Лазарь Каганович был сыном
сапожника, а фамилия Шумейкер, которой названа упавшая на Юпи-
тер комета в переводе тоже означает "сапожник".2
Многие т.ск. партикулярные мыслители, хотя и обладают
трезвым умом, лишенным каких бы то ни было мистических откро-
вений, тем не менее имеют достаточно широкие взгляды, чтобы
доброжелательно относиться к теме аномальных явлений и желали
бы их осмысливать силами обычного теоретизирования: гуманита-
рии - используя знания об осмыслении подобных явлений в разных
традициях, естественники - ища место новым фактам в физической
картине мира и реформируя последнюю (самым известным предста-
вителем светских мыслителей последнего типа является, несом-
ненно, В.В. Налимов). Каково же огорчение подобных теоретиков,
когда вместо материала для работы мистики и экстрасенсы пре-
подносят им готовые учения, причем, настолько же бездоказа-
тельные, насколько претенциозные. Неудивительно, что перед ли-
цом обмана такого рода культура биоэнергетики - и оккультизма
вызывает острое отторжение даже у тех, кто не обладает предв-
зятым скептицизмом. В дело идет особая ученая ревность.
Поэтому для потенциальных исследователей шарлатан, огра-
ничивающийся описанием якобы пережитых им впечатлений и якобы
и совершенных им чудес, представляет собой более добросовест-
ное явление, чем действительный экстрасенс, чей довольно убо-
гий практический арсенал скомпенсирован развитыми взглядами на
этические законы, управляющие Вселенной, и на то, что сделал
Бог и что еще собирается сделать.
1. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994, с.66
2. СМ.: Глоба П. Россия: на рубеже веков// Оракул, 1994 г, №9