Инопланетный взгляд,
или
Почему кого-то увлекает далёкое и необычное?
( предварительный анализ )


     Говоря  о нестандартности  в современной житейской суете,
каждый может подразумевать свой образ:  от нетривиальной моло-
дёжной одежды до новой версии использования нелинейных зависи-
мостей.  Но если не говорить о необычности  самой по себе,  на
некотором усреднённом фоне?  Со школы запомнилось математичес-
кое определение "замечательные свойства функции" - о свойствах
достаточно ярких  для  открывшего их специалиста,  но не менее
сложно-занудных для озабоченного совсем иными задачами  учени-
ка. Что будет казаться окружающим не просто "выпендрёжем",  но
уже систематическим отклонением от обыденной жизни и её  пони-
мания? И каковы могут быть движители человеческого пара-разум-
ного субъекта,  смещающие его к тому,  что окружающие  назовут
"нестандартным",  "ненормальным", а возможно и загадочным, по-
тусторонним - ?
     При всей поверхностности этого текста,  автор посвятил не
один год исследованию данной темы, и среди разнообразных выво-
дов пришёл - как показала практика - к выявлению такого взгля-
да на вещи, который можно было бы определить как внешний, экс-
полярный  по  отношению тем или иным стереотипным образованиям
(а они неоднородны, но об этом не сейчас).  Если конкретнее, в
обыденном  контексте  -  то такую позицию восприятия и выводов
можно вполне именовать "инопланетной".
     Заявление многозначительное, но сперва надо разобраться в
сущности столь очевидного феномена,  сколь и мало принимаемого
во внимание, когда есть масса более насущных задач и целей.
     Так что  может  являться  доминирующим мотивом погружения
человека в области - от идей до практики - которые можно опре-
делять как нестандартные?
     Вырисовываются следующие направления  (конечно, в природе
не бывает  абсолютно чистых веществ,  потому конкретные случаи
будут представлять сочетания) -

     1. Негативизм: конфликт с социальными устоями при отсутс-
твии индивидуального  решения.  Когда  это в рамках семьи,  то
проявляется как подросткоый негативизм;  в более широком выра-
жении - хиппи,  панки, партии "зелёных" - и прочие проявления,
в большей или меньшей степени адаптированные к другим сторонам
социума. Стремление к нестандартности (формы или идей) не при-
ведено в систему,  потому необходимо объединение с себе подоб-
ными.  Возникает раскачка противоречия: "не как они" - но "та-
кой же,  как наши".  При проявлении творчества даёт вполне ус-
тойчивые среды, типа богемы; при попытке извлечь выгоду из та-
кого положения - быстро переходит в криминалитет.

     2. Парадоксальность:  социально признанное проявление ин-
дивидуальных отклонений.  Если в п.1 у субъекта нет уникальных
форм противопоставления,  то здесь любая нестандартность сразу
получает творческую форму (главное, чтобы во-время), а порой и
культивируется.  Любое изобретательство,  новаторство во  всех
видах искусства.  Для общества это самая удачная форма адапта-
ции личных проблем и нарушений (Агата Кристи зачахла бы в пси-
хушке без самовыражении в детективах;  неизвестно,  в какую бы
маниакальность мог бы выплеснуться инфернальный талант Стивена
Кинга), хотя порой случаются издержки, как с Ван Гогом.

     3. Экстремальность: социально терпимое проявление эмоцио-
нального дискомфорта,  индивидуально решаемое без  творчества.
Т.е. индивидуальной нестандартности недостаточно, а гормональ-
ные факторы требуют срочной реализации - можно пуститься в да-
лёкое плавание,  пошабашить в отпуск на севере, далее - альпи-
низм, каскадёрство, наёмный солдат и пр. общество выделяет для
таких форм среды на своей периферии, хотя при обращении внима-
ния внутрь экстремальность выявится как романтические  приклю-
чения до полигамии и полиандрии, либо устройство домашнего ка-
зино.

     4.  Проблемные  потребности:  существующее  положение  не
удовлетворяет, возникает интерес найти некий практический иде-
ал,  панацею. Как и где он найдётся - вопрос другой. Это может
быть и американское фермерство на  фоне  колхозов-совхозов,  и
выкрикивание коммунистических лозунгов пожилыми, но помнящими,
"как было при Леониде Ильиче". В идейных формах и любое дисси-
дентство,  и нетрадиционные формы лечения "от всего", и созда-
ние универсальных теорий.  В самых предметных  -  изготовление
кустарной,  но  отсутствующей  на рынке продукции,  требования
отставки президента,  на которого возлагались ВСЕ надежды, ос-
нование сект (что уже рядом с НЛО).

     5. Сакральность:  поиск  гармонии через ломку-перестройку
стереотипов - что далее может вести к "отлову" чувства сверхъ-
естественного, запредельного, осознания вне себя.  Говоря поп-
росту, эта форма начинается с преодоления окружающей скуки по-
средством мистификаций и воссоздания непривычных форм, скажем,
малоизвестных культурных обычаев  (где мистификации  в большей
или меньшей  степени  процветают,  с чем борется академическая
наука). Поскольку в данном чистом случае субъект не конфликту-
ет с социумом, а обогащает своё предсталение о нём, то - в за-
висимости от вложенной энергии - он затягивается в индивидуль-
ное развитие. Результат: это и овладение техниками йоги, экзо-
тическими танцами и церемониями,  и осознание иных, нежели из-
вестные, форм восприятия, на грани психических отклонений (это
уже вопрос силы осознания).  Последняя деталь  характерна  для
данного направления,  т.к. даже подчёркнуто китайское чаепитие
в русской сельской среде будет выглядеть умопомешательством.
     Следующим этапом анализа вполне может быть деятельностная
ориентация выделенных  направлений.  Ведь  насколько отдельный
субъект  не увлёкся бы нестандартными занятиями и самопроявле-
ниями, процесс  суммации подобных действий неизбежно оформится
в явление того или иного  порядка.  Выявив  такую  ориентацию,
можно понять  уже  не мотив единичной особенности,  а характер
ряда происходящих в человеческой среде процессов.

     1. Негативизм.  В силу указанных индивидуальных устремле-
ний ярко представлено стремление к общению и  ценностной  под-
держке. Важно и то, что такой "выход энергии" образуется в от-
сутствие приемлемых предложений со стороны социума.  Фактичес-
ки, в создании новых общественных сред наблюдается  ещё  неус-
тойчивое оформление неких зон нестабильности,  которые, в про-
тивном случае, являются наиболее опасными экологическими ниша-
ми существующей социальной системы. Как бы подозрительно и да-
же криминогенно не выглядела такая особая среда,  она уже обо-
соблена и  с ней можно взаимодействовать,  так или иначе.  Для
конкретного же негативиста сущностная ориентация всех его дви-
жений - на формирование нового сообщества.
     Можно было б добавить "более комфортного",  однако уровни
комфортности могут быть разными (ведь и преступник по сути бо-
лее комфортен криминогенной среде или тюрьме,  нежели благопо-
лучному обывательству,  из  коего выпал) - и рассмотрение этой
темы уведёт от основного вопроса. В любом случае, подразумева-
ется, что  новое  сообщество  и некий комфорт в нём необходимы
человеку при сохранении,  почти статичности его нестандартного
внутреннего состояния, а изменения происходят во внешнем мире.

     2. Парадоксальность.
                                    (продолжение следует...)