Инопланетный взгляд,
или
Почему кого-то увлекает далёкое и необычное?
( предварительный анализ )
Говоря о нестандартности в современной житейской суете,
каждый может подразумевать свой образ: от нетривиальной моло-
дёжной одежды до новой версии использования нелинейных зависи-
мостей. Но если не говорить о необычности самой по себе, на
некотором усреднённом фоне? Со школы запомнилось математичес-
кое определение "замечательные свойства функции" - о свойствах
достаточно ярких для открывшего их специалиста, но не менее
сложно-занудных для озабоченного совсем иными задачами учени-
ка. Что будет казаться окружающим не просто "выпендрёжем", но
уже систематическим отклонением от обыденной жизни и её пони-
мания? И каковы могут быть движители человеческого пара-разум-
ного субъекта, смещающие его к тому, что окружающие назовут
"нестандартным", "ненормальным", а возможно и загадочным, по-
тусторонним - ?
При всей поверхностности этого текста, автор посвятил не
один год исследованию данной темы, и среди разнообразных выво-
дов пришёл - как показала практика - к выявлению такого взгля-
да на вещи, который можно было бы определить как внешний, экс-
полярный по отношению тем или иным стереотипным образованиям
(а они неоднородны, но об этом не сейчас). Если конкретнее, в
обыденном контексте - то такую позицию восприятия и выводов
можно вполне именовать "инопланетной".
Заявление многозначительное, но сперва надо разобраться в
сущности столь очевидного феномена, сколь и мало принимаемого
во внимание, когда есть масса более насущных задач и целей.
Так что может являться доминирующим мотивом погружения
человека в области - от идей до практики - которые можно опре-
делять как нестандартные?
Вырисовываются следующие направления (конечно, в природе
не бывает абсолютно чистых веществ, потому конкретные случаи
будут представлять сочетания) -
1. Негативизм: конфликт с социальными устоями при отсутс-
твии индивидуального решения. Когда это в рамках семьи, то
проявляется как подросткоый негативизм; в более широком выра-
жении - хиппи, панки, партии "зелёных" - и прочие проявления,
в большей или меньшей степени адаптированные к другим сторонам
социума. Стремление к нестандартности (формы или идей) не при-
ведено в систему, потому необходимо объединение с себе подоб-
ными. Возникает раскачка противоречия: "не как они" - но "та-
кой же, как наши". При проявлении творчества даёт вполне ус-
тойчивые среды, типа богемы; при попытке извлечь выгоду из та-
кого положения - быстро переходит в криминалитет.
2. Парадоксальность: социально признанное проявление ин-
дивидуальных отклонений. Если в п.1 у субъекта нет уникальных
форм противопоставления, то здесь любая нестандартность сразу
получает творческую форму (главное, чтобы во-время), а порой и
культивируется. Любое изобретательство, новаторство во всех
видах искусства. Для общества это самая удачная форма адапта-
ции личных проблем и нарушений (Агата Кристи зачахла бы в пси-
хушке без самовыражении в детективах; неизвестно, в какую бы
маниакальность мог бы выплеснуться инфернальный талант Стивена
Кинга), хотя порой случаются издержки, как с Ван Гогом.
3. Экстремальность: социально терпимое проявление эмоцио-
нального дискомфорта, индивидуально решаемое без творчества.
Т.е. индивидуальной нестандартности недостаточно, а гормональ-
ные факторы требуют срочной реализации - можно пуститься в да-
лёкое плавание, пошабашить в отпуск на севере, далее - альпи-
низм, каскадёрство, наёмный солдат и пр. общество выделяет для
таких форм среды на своей периферии, хотя при обращении внима-
ния внутрь экстремальность выявится как романтические приклю-
чения до полигамии и полиандрии, либо устройство домашнего ка-
зино.
4. Проблемные потребности: существующее положение не
удовлетворяет, возникает интерес найти некий практический иде-
ал, панацею. Как и где он найдётся - вопрос другой. Это может
быть и американское фермерство на фоне колхозов-совхозов, и
выкрикивание коммунистических лозунгов пожилыми, но помнящими,
"как было при Леониде Ильиче". В идейных формах и любое дисси-
дентство, и нетрадиционные формы лечения "от всего", и созда-
ние универсальных теорий. В самых предметных - изготовление
кустарной, но отсутствующей на рынке продукции, требования
отставки президента, на которого возлагались ВСЕ надежды, ос-
нование сект (что уже рядом с НЛО).
5. Сакральность: поиск гармонии через ломку-перестройку
стереотипов - что далее может вести к "отлову" чувства сверхъ-
естественного, запредельного, осознания вне себя. Говоря поп-
росту, эта форма начинается с преодоления окружающей скуки по-
средством мистификаций и воссоздания непривычных форм, скажем,
малоизвестных культурных обычаев (где мистификации в большей
или меньшей степени процветают, с чем борется академическая
наука). Поскольку в данном чистом случае субъект не конфликту-
ет с социумом, а обогащает своё предсталение о нём, то - в за-
висимости от вложенной энергии - он затягивается в индивидуль-
ное развитие. Результат: это и овладение техниками йоги, экзо-
тическими танцами и церемониями, и осознание иных, нежели из-
вестные, форм восприятия, на грани психических отклонений (это
уже вопрос силы осознания). Последняя деталь характерна для
данного направления, т.к. даже подчёркнуто китайское чаепитие
в русской сельской среде будет выглядеть умопомешательством.
Следующим этапом анализа вполне может быть деятельностная
ориентация выделенных направлений. Ведь насколько отдельный
субъект не увлёкся бы нестандартными занятиями и самопроявле-
ниями, процесс суммации подобных действий неизбежно оформится
в явление того или иного порядка. Выявив такую ориентацию,
можно понять уже не мотив единичной особенности, а характер
ряда происходящих в человеческой среде процессов.
1. Негативизм. В силу указанных индивидуальных устремле-
ний ярко представлено стремление к общению и ценностной под-
держке. Важно и то, что такой "выход энергии" образуется в от-
сутствие приемлемых предложений со стороны социума. Фактичес-
ки, в создании новых общественных сред наблюдается ещё неус-
тойчивое оформление неких зон нестабильности, которые, в про-
тивном случае, являются наиболее опасными экологическими ниша-
ми существующей социальной системы. Как бы подозрительно и да-
же криминогенно не выглядела такая особая среда, она уже обо-
соблена и с ней можно взаимодействовать, так или иначе. Для
конкретного же негативиста сущностная ориентация всех его дви-
жений - на формирование нового сообщества.
Можно было б добавить "более комфортного", однако уровни
комфортности могут быть разными (ведь и преступник по сути бо-
лее комфортен криминогенной среде или тюрьме, нежели благопо-
лучному обывательству, из коего выпал) - и рассмотрение этой
темы уведёт от основного вопроса. В любом случае, подразумева-
ется, что новое сообщество и некий комфорт в нём необходимы
человеку при сохранении, почти статичности его нестандартного
внутреннего состояния, а изменения происходят во внешнем мире.
2. Парадоксальность.
(продолжение следует...)