К выставке в государственном
музее Востока.

( по материалам интервью с Н.Ю. Вишневской )


     Среднеазиатская керамика  -  это самый массовый материал,
который вообще существует в среднеазиатской археологии.  У од-
ного поэта,  который в свое время работал археологом в Средней
Азии, есть такие строчки: "Нет ничего прочнее, чем битая посу-
да". И  это чистая правда.  Там плохо сохраняется металл,  там
почти не сохраняются органические останки, а керамика сохраня-
ется всегда - и с ней ничего не делается.
     Разбитый сосуд может лежать почти вечно, он подлежит рес-
таврации и - фактически, представление о жизни, быте и культу-
ре получено преимущественно через керамику. Бронза сохраняется
хорошо, железо сильно коррозируется (ржавеет) и рассыпается; и
вообще металл был очень ценным материалом, поэтому, как прави-
ло, цветные металлы пускали в переплавку.
     История Средней Азии фактически делается  из  глины.  Ну,
ещё можно сказать, что и человек сделан из глины. И любимейший
сюжет у Омара Хайяма: "Ты держишь в руке чашу, а эта чаша была
прахом твоего царя,  властителя или красавицы". Таким образом,
Средняя Азия глиняна по своей сути. Керамика - очень мобильный
материал, который  хорошо фиксирует моду,  культурные влияния,
новые технологии.  Это очень выразительный  материал,  который
очень многое может сказать.  На этом мы строим концепцию своей
выставки.
     Керамика сопровождала  человека всю его жизнь,  буквально
от детского поильничка,  соски - до погребальной урны.  Обычно
на экспозициях керамика подается в хронологическом порядке, от
самой древней до наших дней.  Но в этом случае не учитывается,
как люди реально жили.  Мы хотим выставить предметы по отдель-
ным функциональным признакам.  Вот кухня,  она практически ни-
когда  не  выставлялась напольной керамикой.  Огромные сосуды,
чуть ли не в человеческий рост, для хранения зерна, воды. Кот-
лы, сковородки,  маслобойки, всего этого очень много. Человек,
заходящий в зал,  получает реальное представление о  жизни  на
кухне, как люди готовили - и т.д.
     Дальше керамика в детстве. Мир детства: детские поильнич-
ки, горшки,  игрушечная детская посуда, игрушки, погремушки. И
хранология соблюдается уже внутри  каждого  отдельного  такого
раздела.  Кабинет ученого: чернильница, лампа, светильник, со-
суды, которые,  как мы предполагаем,  служили для хранения ка-
ких-то химических реактивов,  сосуды для опытов. Все это пода-
ется отдельно.  Вся жизнь существует в некой архетиктуре.  От-
дельным разделом мы оформляем зал архетиктурным декором, кото-
рый тоже делался из глины.  Далее столовая посуда: ею наполня-
лись какие-то пиры; отдельно подаются столовые сосуды от древ-
ности до уже развитого средневековья. Они, естественно, гораз-
до богаче  украшены,  там попадаются фигурные штампы.  Это уже
совершенно другой облик посуды:  вот мы из грубой кухни как-бы
преходим в более изящную столовую.
     И наконец,  керамика в культе: это глиняные идолы и риту-
альные сосуды, которые были найдены всместе с ними. Мы выстав-
ляем как-бы три святилища: инвентарь из узбекского буддийского
монастыря, мы выставляем ранне среднивековое,  видимо,  совсем
языческое святилище,  найденное реально, конкретно эти вещи из
Киргизии. И мы выставляем погребальные сосуды,  оссуарии, т.е.
костехранилища из Хорезма.  И древнейшие  фляги  с  рельефами,
изображающие сцены явно мифологического характера. Таким обра-
зом, мы представляем все аспекты человеческой жизни,  отражен-
ные в керамике.
     К сожалению популяризированной литературы о жизни древне-
го Хорезма  как таковой нет.  Единственно,  где могла бы освя-
щаться жизнь древнего Хорезма, так это в учебниках истории. Но
поскольку Средняя  Азия  сейчас уже не территория СССР,  то ее
просто убрали из учебников. Если раньше мы по крайней мере, ну
хотя бы в 6-м классе, проходили древнейшие государства на тер-
ритории СССР,  теперь этого как бы не было. Т.е. для нынешнего
поколения это  совершенно неизвестная культура,  о которой они
не имеют ну ни малейшего представления.  Нынешней  молодежи  в
историческом плане очень сузили мир. Они оказались в результа-
те текущих политических событий в гораздо  более  узком  мире,
гораздо более однообразной культуре.  Хотя, конечно же, Россия
велика, и на ее нынешней территории  тоже  всего  хватает.  Но
Средняя Азия - совершенно отрезанный ломоть, как бы.
     Итак, культ.  В доисламское время на  территории  Средней
Азии, в  значительной части региона,  была общепринята религия
зороастризма. В просторечье  -  огнепоклонничество,  иранского
происхождения. Сейчас  эта  религия существует лишь отдельными
островками.  У изолированных общностей,  в основном в Индии. В
Иране, поскольку это сугубо мусульманская страна,  их осталось
совсем немного.  Особенности этой религии:  это  очень  жестко
противопоставленные явления равных сил,  добрых и злых. Добрые
силы и злые силы по  зороастрийским  представлениям  появились
одновременно, они равны по мощности, и все мироздание держится
на этой борьбе и противостоянии,  этих двух сил. Религия очень
сложная в ритуальном отношении,  чрезвычайно трепетное отноше-
ние к стихиям:  воздух, огонь, вода, земля. Ничего нельзя оск-
вернять. Все это крайне сложно и запутанно в быту. Очень слож-
ный погребальный обряд.  Поскольку хоронить нельзя, осквернять
землю,  сжигать нельзя,  осквернять огонь,  пускать на лодке в
море нельзя,  осквернять воду - и т.д.  В  результате  строили
специальные площадки, на которые выносили тело умершего и поз-
воляли птицам и шакалам все это  растаскивать,  рассклевывать.
Когда все было очищенно должным образом,  оставшиеся кости со-
бирали и складывали в специальные ящички, так называемые оссу-
арии.  Сделаны они как правило из глины. Появились они в древ-
нем Хорезме. Считалось, что на крышке ящичка изображали фигуру
умершего,  Но  это  очень сложный вопрос,  на эту тему как раз
ведутся работы.  Потом этот оссуарный обряд расспространился и
на  другие  территории,  в  том числе и на территорию древнего
Согда, район Самарканда и Бухары.
     Все священные тексты собранны в книге Авесты. Это священ-
ные книги древних иранцев,  древних  зароастрийцев.  Там  есть
свои каноны,  предания. Он переведен на русский язык, и доста-
точно хорошо.  Естественно, что единого канона на такой огром-
ной территории не было,  и это как правило называется религией
Авестийского круга. Ну и, конечно, поклонение огню. Как прави-
ло основной  храм - это храм огня.  Стихия начала всех начал -
огонь. Обычно огонь хранился в заднем, очень изолированном по-
мещении храма,  куда имели доступ только жрецы,  в специальных
повязках, чтобы не дай бог вздохнуть на этот огонь. На публич-
ные  церемонии  выносилась  частица священного огня,  и только
тогда присутствующие могли этому огню поклониться. Поддержива-
ли этот  огонь  в храме особые жрецы.  Поддержанию его служили
специально подготовленные дрова.  Зола из этого храма  выноси-
лась и тоже специально захоранивалась:  так, чтобы она не сме-
шивалась с мирскими бытовыми субстанцияим и прочим. На выстав-
ке из этого круга будут оссуарии,  а именно,  хорезмийские,  и
более поздние, согдийские оссуарии.
     Это ирансие  народы,  согдийцы,  хорезмийцы.  С 3 века до
н.э.,  по 6 век н.э. Хорезм - большое госудаство, охватывающее
территорию  низовий Сырдарьи и Амударьи,  часть территории ны-
нешнего Узбекистана и  Северного  Туркменистана.  Согд  -  это
часть  Узбекистана,  Бухара  - Самарканд.  Потом они менялись,
границы естественно "плавали" в силу всяких политических собы-
тий.  Согд и Хорезм жили достаточно изолированно, мало воевали
с близлежащими народами.  Согдийцы много и успешно  торговали.
Это была достаточно веротерпимая нация.  Спокойно воспринимали
религиозные отличия других народов. Хорезмийцы были всегда от-
делены пустынями, в достаточной степени были изолированны, хо-
тя и туда доходили всякие культурные влияния.
     С исламским завоеванием все эти территории вошли в Арабс-
кий халифат.  Арабский халифат был хорош с моей  точки  зрения
одним:  в первую очередь,  это поощрение ремесел и торговли на
территории арабских стран.  Были очень  безопасные  караванные
пути.  Они  обеспечили возможность спокойного периезда с одной
территории на другую. С вхождением в Арабский халифат эти тер-
ритории стали  как-бы интегрироваться.  И вот тогда уже разли-
чить изделия той же керамики на глазок не  удавалось,  а  надо
было  заниматься этим специально.  Манера общая,  общий стиль,
поэтому, чтобы различить  глазурованную  керамику,  приходится
делать химический или спектральный анализ глазури. Ислам расп-
ространился от Северной Африки,  до юга Испании и значительной
части Индии. Если сравнивать каческтво керамики древней и сов-
ременной,  то конечно,  у нас сейчас распрастранен фарфор. Это
совершенно другая технология, другая глина и т.д. Но что каса-
ется именно керамики,  то древняя керамика значительно качест-
веннее. Во  всяком  случае,  производимая  ныне в средней Азии
глазурованная керамика рядом не стояла по качеству с  произво-
димой в 10-11 в.в.
     В чем секрет керамики того времени?  Скорее всего,  в ре-
месленной тщательности, мастерстве. Они, видимо, иначе воспри-
нимали материал и свой труд.  Фактически,  у  каждого  времени
есть свои взлеты и свои падения.  С моей точки зрения, нет ни-
чего красивее античной керамики Греции; вот, например, лаковая
керамика.  Ни  до ни после настолько ремесленно идеально выде-
ланного изделия не было. Почему? Культурный взлет, который от-
ражается  на  всем абсолютно.  Он ведь отражается не только на
скульптуре,  в зодчестве, литературе, он отражается и в ремес-
лах тоже.  Я не берусь ответить на вопрос,  отчего происходили
такие взлеты и падения в культурах. Это очень большой комплекс
политических,  экономических и каких угодно явлений.  Я думаю,
что взлеты происходили в виду политической стабильности.  Вре-
мени, когда можно было спокойно работать.
     Потом началась  феодальная раздробленность.  Когда начали
делиться на мелкие княжества, они стали враждовали друг с дру-
гом. В Хорезме начался полный упадок, отчасти связан с появле-
нием большой массы кочевнического населения.  Мы не можем ска-
зать, завоевали,  или просто они пришли на эти  территории.  А
потом расцвет в иссламское время, конечно, связан с вхождением
в Арабский Халифат, с поощрением ремесел, торговли, новых тех-
нологий. Я  надеюсь,  что на этой выставке удастся показать...
помимо отдельных разделов, скажем, внутристоловой керамики, мы
будем выставлять  и  по времени.  И там очень четко это видно:
древнеантичная керамика - это красно-глиняная керамика, покры-
тая красным ангобом, лощеная. В раннем средневековье почему-то
любили серенькую,  беленькую глину. Это будет видно совершенно
наглядно, т.е. каждая ветрина будет иметь свой облик, свое ли-
цо.
     Мир древней Азии стал сейчас экзотикой,  он как-бы перес-
тал быть составной частью нашей культуры.  Поездки туда крайне
усложнены. Информации  получаем очень мало,  она чисто полити-
ческого свойства о современном положении дел. Мы сейчас факти-
чески об этой культуре ничего не знаем.  Не знаем, что в древ-
ности она была идеальным примером глиняной культуры.  Весь мир
был глиняный!  Люди жили в глиняных домах, ели из глиняной по-
суды, играли в глиняные игрушки и хоронили в глиняных  ящиках.
Весь спектр  Средней Азии и средневековья будет представлен на
этой выставке. Изначально название выставки было "Мир керамики
от профанического до сакрального".  Т.е. от детского горшка до
погребального сосуда. Вообще же, выставка приурочена к семиде-
сятилетию Галины Васильевны Шишкиной. Это бывшая заведущая на-
шего сектора,  большой ученый,  один из ведущих, которая очень
много занималась в частности керамикой. К этому же приурочива-
ется научная конференция и выйдет сборник по  материалам  этой
конференции. Там  будут  ученые из Москвы,  из Петербурга,  из
Средней Азии,  статьи прислали из Франции.  Так что, это будет
достаточно широкая картина.  Поскольку керамика - это головная
боль всей археологии - ее никто не минует.  Потому  и  научный
выход из этого тоже будет.
                                    ( продолжение следует... )