В клубе чайной культуры
"Эрмитаж".


     Следующая встреча-результат  моего  любопытства:  Дима  -
сотрудник клуба чайной культуры "Эрмитаж".
     Я не  сомневалась  в  том,  что он удивится:  чем это его
скромная персона  вдруг  может   заинтересовать   журналистов.
"Простой русский  "беспризорник"",  -  так он представился при
первой нашей встрече.  Зацепились. Объяснила: продолжаю иссле-
довательскую работу путем поиска мнений,  на которых взращиваю
свой материал.  Он занимается японским фехтованием  "кендо"  и
китайской гимнастикой. Вопрос мой всё тот же:
     - Почему люди начинают  увлекаться  китайской,  японской,
тибетской и прочими культурами,  чуждыми русскому человеку?  В
чем психологизм такого интереса?
     - Я не профессионален в психологических подходах,  потому
выскажу своё личное мнение, основанное на опыте подобных увле-
чений. Мне кажется, человек интересуется чем-либо прежде всего
потому, что он стремится к некоему состоянию. Чаще всего, сос-
тоянию внутреннего комфорта.  Для обспечения этого  стремлени
человек вынужден совершать некие действия.  Допустим,  алкого-
лик:  чтобы войти в состояние, он пьет. Это грубый пример, ко-
нечно. Если человек моет пол, но не находит в этом занятии дл
себя состояния (не говоря о внешних стимулах,  скажем, зараба-
тывании денег),  он бросает это занятие. И тому подобное. Люди
движимы тем,  какого состояния они хотят добиться. Кто-то идет
тусоваться или в театр,  а кто-то занимается китайскими едино-
борствами.
     - Дима,  вот мой друг, стремясь к состоянию, как ты гово-
ришь, учился рисовать.  Пока он учился, ему это нравилось. Как
только он овладел этим искусством,  его техникой, стал профес-
сионалом - ему стало неинтересно.  Он почти перестал рисовать.
Что же получается, этот человек не достиг состояния?
     - Возможно,  он  не смог удержать состояния.  Есть слабые
люди, и есть сильные.  Также и техники  какого-либо  действия:
есть слабые и сильные. Первые могут удержать состояния, вторые
не могут...
     - Стоп, стоп... А если у него появлялось состояние только
в  процессе работы,  учебы?  Есть люди,  которым интересен сам
процесс познания...
     - Но на мой взгляд, познание или обучение - это тоже все-
го лишь более сложное состояние.  Может, достигая профессиона-
лизма, как ты говоришь, он просто терял то, что ему нравилось,
пока он рисовать не умел, но желал этого.
     - Верну тебя к главному вопросу: все-таки почему люди за-
нимаются именно иными культурами?
     - Наверное,  потому что одни ищут внешних состояний,  эф-
фектов, быстрой отдачи, а другие ищут душевного комфорта. Мно-
гие люди начинают заниматься "необычным",  потому что в "обыч-
ных" делах состояния поймать не могут. Т.е. опять мне кажется,
речь здесь идёт о "сильных" и "слабых" техниках, способах дос-
тижения искомого.
     - Под необычным ты имеешь в виду другие культуры или эзо-
терику?
     - Ну,  в слово "эзотерика" я вкладываю свой личный смысл.
Для меня эзотерика - это путь извне вовнутрь.  Для себя я  это
открыл, занимаясь даосизмом.
     - Замечательно,  мы пришли к тому, чтобы конкретизировать
вопрос. А почему ты занимаешься этим? Что ты нашел для себя?
     - Мне важен процесс,  который происходит внутри. Для меня
не важна форма, внешние результаты, для меня важно содержание.
В данном случае,  лично мое.  Я искал - и нашел такую систему,
как даосизм. Именно она направляет вовнутрь.
     - Но существует ведь много подобных систем или школ,  как
их называют. Почему не другая?
     - Вот  это и есть те самые слабые или сильные системы.  Я
считаю, что только сильная система способна удержать человека.
Я  видел  много систем,  которые поверхностны,  они для людей,
ищущих эффекты. Они не удержали меня. А вот даосизм удержал. А
вообще,  русские люди - это интересующиеся люди. Их всегда ин-
тересовали инокультуры, они с легкостью их перенимали, встраи-
вали в свою жизнь.
     - Почему же,  если русские так тянутся к таким культурам,
они не взрастили за столько лет истории на своей земле  подоб-
ную внутреннюю культуру? Или я об этом просто не знаю?

     - Есть разные мнения.  Многие считают таковой  внутренней
культурой православие  - но это не вполне верно:  православное
христианство всё-таки тоже привнесено,  из Византии. Есть мне-
ние, что  так  получается из-за географических и климатических
условий.  Народ должен был все время приспасабливаться к  ним,
буквально, шла борьба за выживание.  Уединённому монаху трудно
жить "подножным кормом", не заботясь особо о еде, одежде, теп-
ле, размышляя о извечном - в наших холодных российских услови-
ях. Просто было не до этого.  Это в Средиземноморье,  в Индии,
Китае... И  ведь  как  раз  не везде существовали алхимические
школы. На земле лишь несколько точек, где они не только появи-
лись, но  развились  в те сильные системы,  которые могут спо-
собствовать проявлению и удержанию особых состояний,  за кото-
рыми к  ним  обращаются  люди  даже из других культур.  На мой
взгляд, в этом и ценность эзотерики как возможности удержать и
обогатить устремления конкретного человека.

CЛЕДУЮЩЕЕ ИНТЕРВЬЮ